Мультипортал о Чеченской Республике

История вайнахов в позднеантичный период

Просмотров: 4 009 Комментариев: 1


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

373855910.jpgСегодня мы начинаем публикацию целой серии материалов под рубрикой «История вайнахов». Их автор молодой чеченский историк Индарби Бызов, который совсем недавно приехал из Ташкента в российскую столицу.


Историей своего народа Индарби стал увлекаться еще в школьные годы, когда заметил разницу между тем, что слышал о своем народе из уст стариков и тем, что официально преподносилось советской историографией.
Со временем простое увлечение переросло в серьезное занятие наукой.

 

 Равнина

С III в. до н. э. гегемония в степях Восточной Европы перешла от скифов к сарматским племенам, которые, как и их предшественники, были носителями иранских языков. Контакты сарматов с кавказцами прослеживаются уже с VI-V вв. до н. э. Но отношения эти были нестабильными, ввиду отдалeнности основных мест обитания кочевников. Курганы сарматов, относящиеся к V в. до н. э., обнаружены у села Гойты, на окраине станицы Червлeной и в др. местах. Многочисленны находки каменных изваяний, которые ставились скифами и сарматами на курганах как надгробные памятники. Основная их масса приходится на долину реки Аксай, уходя глубоко в горы. 
Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на            соседние племена и государства. Так как скифы, более сплочeнные в военном отношении, чем горские племена, могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришeлся на южные области — Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа — предки вайнахов.
  Примерно с V в. до н. э. наблюдается инфильтрация сарматского этнического компонента в среду племeн, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения.

Нагорная полоса

Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнув-шего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».)
По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук… был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков».
У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчинeнными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришeл в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять» — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передаeт своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передаeт летописец это: «…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…».
В конце III — начале II вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена запереть горные перевалы системой укреплений.


Этнические процессы на плоскости и в горах

Иная картина наблюдается на плоскости, где аборигенное население известно под названием гаргареи, что можно перевести с чеченского как «близкие, родственные». Скорее всего, это не племенное название, а обобщающий термин, наподобие современного «вайнах», определяющий степень родства местного населения, в противоположность чужакам — скифам и сарматам. Об отношении туземцев к пришельцам красноречиво говорит одна лексема чеченского языка: у вайнахов племенное название сарматов превратилось в нарицательный термин цIаьрмата — уродливый, неряшливый. Есть этот термин и в грузинском языке, где он переводится как «язычник». Вполне справедливо, ведь даже античные авторы, описывая кочевников, подчeркивали их безобразность и нечистоплотный образ жизни. И вплоть до недавнего времени кочевой образ жизни сопровождался пренебрежением элементарных средств гигиены, а монголы вообще не мылись, в нашем понимании этого слова. 
На плоскости местный этнический компонент был вовлечeн в сферу влияния более сильных и сплочeнных сармат. Среди находок, принадлежащих явно местному населению, в большом количестве встречаются предметы материальной культуры, неизвестной ранее на Кавказе. Равнины были открыты для проникновения кочевавших в степях Предкавказья ирано-язычных кочевников, процесс оседания которых на территории Северного Кавказа начался ещe в скифскую эпоху.
Однако изменения, произошедшие в материальной культуре населения горных районов, являются хронологическими и не свидетельствуют о проникновении сюда новых этнических групп с севера. Наоборот, все данные материалы показывают о непрерывном сохранении в горах древнего, населения, законсервировавшегося в условиях относительной изоляции от внешнего мира. Только с I в. н. э. наблюдается укрепление и расширение связей местных племeн с европейской цивилизацией.

Юго-восточная Чечня

Население юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племeн Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере.  
Близость, а порой идентичность предметов материальной и духовной культуры Чечни и Дагестана ставит вполне закономерный вывод об этническом родстве населения обоих регионов и отнесении его к Восточно-кавказской (нахско-дагестанской) языковой общности.
  Итак, к концу III в. на территории Чечни сложилась сложная этническая ситуация. На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племeн — дзурдзуки, сохранившие свой язык и культур. На востоке, на территории от Аргуна и до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам — аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере — в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев. 

Индарби БЫЗОВ


Иса
Иса от 27 мая 2015 16:52

Здесь говорится "цIаьрмата — уродливый, неряшливый"... хотелось немного поправить, ц1аьрмата означает не уродливый, а раздетый, обнаженный. Наверно, именно такими сарматы и казались нашим предкам.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ