Мультипортал о Чеченской Республике

Из истории грузино-вайнахских отношений: Чеченцы Грузии


Просмотров: 18 011Комментариев: 0
Из истории грузино-вайнахских отношений: Чеченцы Грузии

Чеченцы относятся к нахско-дагестанской языковой группе, в свою очередь примыкающей к иберийско-кавказской, т.е. являются автохтонами Кавказа. В нахскую группу, которую часть ученых рассматривает как отдельную, входят чеченцы, ингуши и бацбийцы (цова-тушины). Нах-люди, а чеченцы и ингуши, объединенные единой религией и судьбой, называют себя вайнах (наши люди).

Что касается бацбийцев (цова-тушин), то они приняли подданство грузинских царей примерно в XVI веке, где и живут поныне.

 

Доисторическая родина нахских народов (чеченцев, ингушей, цова-тушин) – Закавказье и Передняя Азия. Прапредками нахских народов считают урартов и хуритов, проживавших в III-II тысячелетии  до н.э. в обширном географическом пространстве  от Кавказских гор до рек Тигра и Ефрат в Месопотамии.


На рубеже новой эры в Закавказье, на территории нынешней восточной Грузии, проживали нахские племена дзурдзуков. Эти племена широко известны в древних исторических преданиях «Картлис Цховреба» – житие Грузии. Согласно преданиям, племена дзурдзуков были настолько влиятельными, что цари Картлии считали за честь породниться с ними. Так, грузинский Эристави (князь) Фарнаваз (III-II век до н.э), как пишется в летописи, женившись на женщине из дзурдзуков «обезопасил себя от всех врагов и стал царем над всей Картлией и Эгриси». Комментируя этот факт, грузинский ученый Абрам Шавхелишвили пишет: «Цитата указывает на то обстоятельство, что вайнахи имели в глубоком прошлом большое значение даже для такого сильного государства, каким  была тогда Грузия».


События позже развивались таким образом, что часть нахских племен переселилось в ущелья северного склона Большого Кавказского хребта, а часть осталась жить в Закавказье. Как пишет академик И. Джавахишвили, в настоящее время «хевсуры, пшавы, сваны, двалы и некоторые другие, представляются грунизированными племенами нахского народа». То есть, оставшиеся  в Грузии дзурдзуки в течении двух тысяч лет постепенно подверглись процессу ассимиляции, за исключением бацбийцев (цова-тушин).


Факт проживания нахских народов в Закавказье в доисторические времена находит подтверждение в работах ряда крупных специалистов – археологов, антропологов, историков.


Процесс взаимного проникновения нахов в Грузию и грузин на новую родину чеченцев и ингушей не прекращался практически никогда. Об этом пишет в своих работах А.И. Шавхелишвили «Из историй взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами» (г.Грозный, 1963 г); Ю.Д. Дешериева «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов» (Грозный, 1963 г.); С-Х.М. Нунуев «Нахи, пророки, судьба» (Москва, 1996 г.).


На тесные экономические, культурные и политические связи между Грузией и Нахистаном в течении двух последних тысячелетий указывали авторы разных времен - Леонтий Мровели («История Грузии»), Вахушти Багратиони («Описание грузинского царства»), Мари Броссе («История Грузии»), А. Генко («Из культурного прошлого ингушей»), И.А. Джавахишвили («История грузинского народа»); В. Гамрекели («О племени двалов») и другие.


Нахистан соединяли с Грузией такие известные проходы через горы как Дарьяльский, Хуландойский, Аргунский. В настоящее время в Ахметовском районе Грузии живут такие вайнахские тейпы как майстинцы, мелхистинцы, хилдыхароевцы, дышнинцы, феппинцы, джераховцы. Этническая граница между местами проживания чечено-ингушских племен и Грузией проходит по линии от Башламского узла на стыке границ Дагестана, Чечни и Грузии, до гор Тебулос-МТА (Тюлой-лам) и Диклос-МТА (Доко-Лам), истоков Ассы и до гор в районе Сиони в верхней части течения реки Терек.


Хуландойский район ведет в Тушетию, на Парсму, Аргунский проход – на Хевсурию, в Панкисское ущелье. Самый главный проход – Дарьяльский, здесь проложена Военно-Грузинская дорога, а она, в свою очередь, соединяет со всеми основными транспортными магистралями Грузии. Дарьяльский проход связывал вайнахов с грузинами при совместном отпоре арабских завоевателей в раннем средневековье. К примеру, совместными усилиями было отражено нападение в 736-738 гг. полчищ Мервана ибн-Мухаммеда.

О тесных культурных, духовных связях вайнахов с грузинами говорят такие факты, как строительство в Нахистане грузинскими миссионерами христианских храмов, один из которых – Тхаба-Ерды – сохранился в горах Ингушетии до наших дней.


В Панкисское ущелье перекочевало много вайнахов во время монголо-татарского нашествия (XII-XIII вв.), а также во время опустошительной агрессии Тамерлана (Тимура) (XIV в.). Известна жесточайшая война Тамерлана за овладение Дарьяльским ущельем в 1394 году. Ущелье охранялось совместными усилиями грузин, осетин и вайнахов. Полчищам Тимура удалось прорваться в долину Арагви, но овладеть им так и не удалось. В 1400 году Тамерлан вновь предпринял попытку и опять потерпел поражение. Последняя волна переселения прошла во время Кавказской войны XIX века.


Древние поселения нахов на территории Грузии (Тушетии) такие – Хисо, Дикло, Чиго, Чешо, Чонтио, Парема. Из многих древних поселений в наши дни сохранились только каменные развалины.


«Алазанские горы, Панкисское ущелье – огромная живописная котловина, – пишет профессор Ю.Дешериев, – окруженная зелеными склонами гор, служащими прекрасными альпийскими пастбищами». Над котловиной возвышается гора Борбало (круглая гора), у подножья которой озеро Аум. Оттуда берут свое начало реки Алазань, Риони, Аргун. Река Аргун, берущая начало в Грузии, протекает по всей южной Чечне через множество сел, словно связывая между собой нахов испокон веков проживающих на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта.


Во время последних событий, связанных с боевыми действиями в Чечне, в Панкисское ущелье перебрались до двадцати тысяч беженцев, где были приняты родственными племенами не просто дружелюбно, а по-братски.


В своде древних грузинских летописей "Картлис цховреба" ("Жизнь Грузии") отмечается, что первый грузинский царь Фарнаваз (III век до нашей эры) женился "на деве из рода Кавкаса (племени) дурдзуков…". Далее излагаются сведения о рождении у Фарнаваза сына Саурмага, о вступлении последнего на трон Грузии, о восстании против юного царя грузинских князей, пытавших утвердить в Картли иранскую династию, о бегстве Саурмага с дворцовой гвардией, нанятой из римлян, к дурдзукам (вайнахам) и том, как вайнахи-дурдзуки, родственники матери Саурмага, собрали сильное войско, с которым царь вернулся в Грузию и изгнал князей-предателей и иранцев. В "Картлис цховреба" говорится: "Тогда же Саурмаг привел с собой всех дурдзуков - половину рода Кавкасианов…"

Итак, дурдзуки (вайнахи) являлись в те времена (более двух тысяч лет назад) "половиной рода Кавкасианов", то есть сообщества  племен и народов, живших, как указывается в "Картлис цховреба", по обе стороны Кавказского хребта.


 Примечания.  

  • Общий родоначальник нахов, Кавкас, возводится древними грузинскими летописями к пророку Ною: сын Ноя Яфет; сын Яфета Таршис; сын Таршиса Таргамос; сын Таргамоса Кавкас. Вайнахи (дурдзуки) являются самыми знаменитыми потомками Кавкаса. 
  • Картлис цховреба" отмечает, что "над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета" и что "Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса". 
  • Вспомним снова родословную дурдзуков в "Картлис цховреба". Ной - Яфет - Таршис - Таргамос - Кавкас - Дурдзук. Получается, что между Ноем и Дурдзуком лежат пять поколений этнархов, а между нахами, родоначальником которых в "Картлис цховреба" назван Кавкас, и Ноем лежат всего три поколения: Яфет,Таршис и Таргамос.
  • Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама. 
  • Чеченцы в этногенетических легендах объясняют название Нохчи (Нахче) как «община Ноя», «народ Ноя». Учитывая, что имя пророка Ноя (мир ему) в древнееврейском оригинале Библии звучало как Ноах, а в Коране – Нух, а так же то обстоятельство, что компонент чи, по мнению ученых (например, немецкого лингвиста Дирра и академика Марра) есть старое яфетическое слово в значении «человек», «люди», эта «народная этимология» чеченцев имеет под собой серьезные основания.




checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Календарь новостей

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Смотреть все новости

Это интересно

ЭТО ОБСУЖДАЮТ В СЕТИ

Добрро пожаловать в ЧР

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"