Мультипортал о Чеченской Республике

Чеченцы - аккинцы


Просмотров: 5 784Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Акинцы.Благодатная земля - Паана – мохк.

В научной литературе аккинцы (ауховцы) известны со времен установления рус-ско - чечено-ингушских свя¬зей (XVI—XVII1 вв.), а также по отрывочным сведениям об Аухе и его жителях XVIII—XIX вв.

В то же вре¬мя нет ни одного исследования по истории этой этнической группы до XVI века, и создавалось впечатление, будто до указанного периода ее не существовало. Но это далеко не так.
Аккинцы (ауховцы) являются одним из крупных подразделений чеченского народа, сложившимся в результате долгого исторического развития. В настоящее время они проживают на территории современного Дагестана—в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском и Баба-Юртовском районах. Сами же аккинцы (ауховцы) сохраняют свое этническое самосознание, выделяясь в отдельную этнотерриториальную группу. В настоящее время их насчитывается бо¬лее 70 тысяч человек.

 

Территория, на которой издревле проживали аккинцы (ауховцы), называется ими «Аьккха» (акка), соседями же она называлась «Аух», отсюда и происходит двойное название этноса — «аккинцы-ауховцы». Вообще наиболее ранние сведения об аккинцах-ауховцах относятся к началу нашей эры. Это свидетельства двоякого рода: письменные и археологические. Первые письменные упоминания племенного названия аккинцев-ауховцев даются двумя авторами древности - римским ученым, государственным деятелем и писателем Плинием Старшим (23-24 - 79 гг. и. э.) и древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем (умер ок. 168 г. н. э.). Как бы дублируя друг друга, эти авторы среди племен, населяющих Кавказ, приводят и этническое имя «аксисы». Заселенность этой территории к началу нашей эры не вызывает сомнений. Это подтверждается и наличием здесь культурного слоя мест¬ных аборигенов. Немногочисленные археологические исследования, проведенные на территории Ауха, свидетельствуют о беспрерывности оседлых традиций населения данного региона. В источниках V - V1 веков мы также находим свидетельства об аккинцах. Так, ассирийский источник «Хроника Захария Ритора» в числе 13 народов Северного Кавказа называет и племя «аугар», под которым можно видеть аккинцев: «ауг» «аух», «ар» — суффиксы множественного числа.

В середине VI века наследный принц персидского престола Хосров I Анушнр-ван (531-579 гг.) строит на Кавказе 360 крепостей и городов в качестве пограничной полосы против нескончаемых набегов кочевых племен из Поволжья и Северо-кавказской низменности. Среди этих крепостей и городов названы «Гнлян» и «Кашан», сюда же переселено и племя «маскат» или «москат». Ни в Закавказье, ни на Северном Кавказе нет местностей, хотя бы отдаленно напоминающих названия этих крепостей или же племени. Единственным исключением из этого является Аух, на территории которого встречаются все три названия сразу. Эти названия до сих пор существуют в названиях населенных пунктов: Гилян. Кешеи и Мескеты. Все три населенных пункта расположены в предгорной полосе Ауха в стратегически выгодных точках, как бы прикрывая проход в горы. Новое свидетельство об аккннцах (ауховцах) приносит нам период арабских походов на Северный Кавказ, в частности, описание похода арабских войск под предводительством Мервана ибн Мухаммеда против войск Ха¬зарского каганата (735— 736 гг.). В описании похода есть такой отрывок: «После взятия Кеше и разрушения Хасни — Хисиумма Мерван двинулся в сторону Сермер, Сермез или....».

Пройдя Дарьял, Мерван мог пройти через плоскост¬ную либо предгорную часть современной Чечено-Ингушетии. Затем он должен был пройти к области «Сермер» или «Сермез», под которыми исследователи видят Нагорный Дагестан. Добраться же до «Сермера» он мог только через Аух, что полностью согласуется с упоминанием «Кегле» и «Хасни—Хиснумма» как населенных пунктов Ауха.Период от окончания арабских походов до начала монголо-татарского нашествия вполне может соответствовать, по нашему мнению, времени наибольшего освоения Терско-Сулакского междуречья, которое аккинцы называют Паана-Мохк (Благодатная, необитаемая земля). Итак, начало нашей эры, согласно письменным и археологическим сведениям, застает аккинцов (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. Но под натиском кочевых племен часть жителей Ауха поднимается в предгорья и горы Ауха и Ичкерии. Другая же часть уходит в горы Чечни и Ингушетии (район Нашаха). Население Ауха, таким образом, оказывается разделенным надвое. Оставшиеся в предгорьях и горах Ауха в Ичкерии уча¬ствуют в борьбе против кочевников - арабов, обживают плоскостные районы. Аккинцы, ушедшие в Нашаха, частично перемешиваются с местными племенами, но связей с Аухом не теря¬ют.

В грузинском источнике начала Х1 века в числе мест¬ностей Нашаха упоминается и местность Ламмаки (Лом-акки - Ровная Акка).В период между VII -серединой V111 в. и после арабских походов (конец VIII-IX вв.) часть аккинцев из Горной Акки могла вернуться в Аух. Именно здесь они получили от хазар имя «г1ачалкъой» - «ушедшие когда-то, но вернувшиеся». В основном же аккинцы из Нашахи могли вернуться в относительно спокойные для этого региона IX — XII века. Они заселили территорию между Сунжей и Тереком и Аксаем. Вместе с ними пришли в Аух представители и других вайнахскнх племен, впоследствии полностью слившиеся с аккинцами, сохранив лишь свои тайповые названия.К периоду 1X-Х11 вв. мы и относим оформление на территории Ауха двух крупных обществ. Аккинцы, расселившиеся между Сулаком и Аксаем, стали называться «пхьарчхой» (парчхоевцы), а их территория «Пхьарчхошка - Аьккха» или «Ширча-Аьккха» (Старая Акка). Расселившиеся между Аксаем и Сунжей и Тереком -«г1ачалкъой» (г1ачалкоевцы), а их территория — «Г1ачалкъа - Аькха» или же просто « Акка».

Таков, по нашему мнению, процесс расселения аккинцев (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. О последующих же событиях XIII - X1V веков сохранились уже более обширные сообщения в ауховских хро¬никах и свидетельствах лето¬писцев похода Тимура. Поэтому, подводя итог всему сказанному, мы не можем согласиться с довольно устоявшимся в современной исторической науке мнением, согласно которому Терско-Сулакском междуречье было заселено акинцами только в XIV—XV1 веках. Это не соответствует, на наш взгляд, истине.



checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Смотреть все новости

Это интересно

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru