Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Происхождение вайнахов (чеченцев и ингушей


Просмотров: 15 027Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Происхождение вайнахов (чеченцев и ингушей

До недавнего времени считалось, что чеченцы и ингуши – это потомки алан (акад. Паллас); шумеров и аккадцев (Б.А. Алборов); сирийских халдеев и ираноязычных татов (Н. Пантюхов). 

 

В последние два десятилетия в Чечне, как и на всем Кавказе, появились новые “концепции” по древней и средневековой истории Чечни. Впервые тревогу об этой “болезни” забил в 1988 г. известный кавказовед В.И.Морковин, а позже его поддержал И.Чеченов, Ю. Гаглойти, В.Каминский, Д.Василенко, А.Ждановский, Р.Магомедов, З.Доде, В.Шнирельман, О.Давудов, В.Кузнецов, автор этих строк и другие. Дело в том, что многие любители древней истории Чечни и Ингушетии (А.Измайлов, Р.Плиев, А.Долатов, М.Аушев и др.) мифологизируют древнюю историю чеченцев и ингушей, утверждая, что вайнахи – выходцы то из Египта, то из Этрурии, то из Урарту, то из Китая, то из Индии, то из Америки, а М. Аушев договорился даже до того, что предложил свою дешифровку языка, на котором общались между собой Адам и Ева. Оказывается, это был вайнахский (нахский) язык.


О подобной ситуации более точно отозвался известный ученый В.А. Шнирельман. Он говорит, что само по себе это явление далеко не уникально, что доказывают многочисленные примеры из истории самых разных народов Х1Х-ХХ вв. Этногенетический миф нужен людям в критические моменты их истории, когда этнической группе грозит утрата языка и культуры, когда этнические меньшинства борются против расовой (а в Чечне – национальной) дискриминации и ее последствий, когда народ ведет борьбу за политическую самостоятельность, когда на развалинах Империи в прошлом народ испытывал дискомфорт. В любом случае (продолжает В.А.Шнирельман) миф о прошлом призван воспитать в людях самоуважение, сплотить их и придать им творческую энергию с целью преодоления кризиса.

 

 Эти слова, почти слово в слово сказаны о сегодняшней Чечне и чеченцах. Но тем не менее я думаю, что истинную историю не следует мифологизировать. Не следует искать истоки истории вайнахов на просторах от Китая до Америки и от Англии до Египта. Чеченцы и ингуши никогда не были ни египтянами, ни индейцами, ни этруссками, ни англичанами, ни китайцами и ни арийцами. Не было у них ни иероглифической, ни клинописной, ни алфавитной письменности. Вместе с тем чеченцы имели свою, неповторимую, материальную культуру, следы которой обнаружены благодаря исследованиям археологов, лингвистов, антропологов, этнографов (этнологов) и историков. 

Этногенез и этническая история любого народа относятся к числу наиболее трудных вопросов, разрабатываемых исторической наукой.

 

Значимость этой проблемы особенно остро проявляется при изучении народов Северного Кавказа, и в частности вайнахов. В орбиту научных интересов древних авторов, а потом и кавказоведов, вайнахи попали начиная с античности. Так, при тщательном анализе “Исто-рии” Геродота (V век до н.э.) становится очевидным, что среди горцев, участвовавших в скифских походах через Кавказ в Малую Азию были и нахские племенные отряды. Наиболее убедительные свидетельства о нахских племенах, живших на Северном Кавказе две тысячи лет назад мы читаем у Страбона (64г. до н.э.-21г. н.э.) в его “Географии”. Например, описывая географию и перечисляя племена Северного Кавказа, Страбон констатирует: “Спускаясь с предгорья, мы вступаем в области, лежащие севернее, но с более умеренным климатом, так как они соприкасаются уже с равнинами сираков. Есть тут некие троглодиты (пещерники), живущие вследствие холодов в пещерах; у них уже и хлеб родится в изобилии. За троглодитами следуют какие-то народы, называемые хамекитами многоедами, и селения исадиков, могущих заниматься земледелием, так как живут они не совсем еще на севере. 


а ним следуют кочевники, живущие между Меоктидой и Каспийским морем,,… именно набианы и панксаны, а затем уже племена сираков и аорсов” (Страбон. География.Х1,V,7-8). Названные Страбоном племена (троглодиты, пещерники, хамекиты, исадики, набианы, панкасаны, аорсы) известным кавказоведом Е.И.Крупновым локализованы в предгорьях вайнахии. Гипотезу Е.И.Крупнова поддержали и развили В.Б.Виноградов и К.З.Чокаев, отметив, что “пещерники” (троглодитами) могли называться многие племена горцев, в том числе и нахов. Эти же ученые допускают, что под следующим этнонимом “хамекиты” скрывается древняя нахская родоплеменная группа с основным населением, именуемым Хамхи. Вспомним, что, говоря о соседях хамекитов исадиках, Страбон упоминает их селения. Очевидно, и хамекиты группировались вокруг своего центра-селения, название которого, по-видимому, легло в основу племенного имени. Подобное явление у нахских народов дело обычное и закономерное: названия чеченских и ингушских тайпов и родоплеменных групп очень часто восходят к названию их центра. 


Не сомневаются В.Б.Виноградов и К.З.Чокаев и в локализации страбоновских исадиков-содов. Они убежденно пишут, что территория их обитания должна была находиться в границах Восточной Чечни (в основном ее горных районов). Именно здесь, в нахских этнической среде, надлежит искать следы известного нескольким древним авторам древнего племени исадиков-содов. Кроме того, в границах Древней Вайнахии учеными локализуются сербы (саъби), упоминаемые в римском источнике (Клавдий Птоломей. Географическое руководство,V1Ю,18-20). Можно думать, - заключают интерпретаторы,- что древний этноним “сербы”обозначал какую-то этническую группу, которая, по-видимуму, влилась в состав одного из нахских народов-чеченцев. Плодотворная дискуссия прошла между учеными вокруг этнонима “галгареи”(Страбон,Х1,1-2). Галгареи-это поздние галгаи, т.е. ингуши, допускает Е.И.Крупнов. Гипотеза Е.И.Крупнова была подвергнута сомнению Ю.Д. Дешериевым, но тем не менее лингвист пишет, что заслуживает внимания попытка Е.И. Крупнова объяснить страбоновский этноним гаргареи посредством ингушского “гаргар” и чеченского “гергар”-“близкий, соседний, родственный”. Позицию “золотой середины” в этой дискуссии заняли В.Б. Виноградов и К.З. Чокаев, которые с одной стороны, гипотезу Е.И. Крупнова о тождестве гаргареев и галгаев посчитали преждевременной, но с другой стороны убеждают нас в том, что “гаргареи”-несомненно призводное от нахского термина “гаргара”-“близский, родственный, соседний”. И в этом значении слова кроется, очевидно, смысл этнонима. “Гаргареи” не название одного племени, а общее наименование, которое в определенных условиях распространялось, возможно, на часть нахских племен, сознающая свое родство и близость на пестром этническом фоне Северного Кавказа.  


Армянские и грузинские источники V11-Х11вв. засвидетельствовали несколько топонимов, за которыми ученые усмотрели раннесредневековых вайнахов. Так, “Армянская география”(V11 в.н.э.) Анания Ширакаци донесла до нас этноним “нахчаматьяне”, что озночало чеченские племена. Упоминаемые А.Ширакаци нахские племена проживали в тех же районах Северного Кавказа, где они живут в настоящее время. Знаменательно и то, что само название чеченцев, как “нахчаматьяне”, т.е. нохчи, впервые в истории (по данным на сегодняшний день) зафиксировано именно в “Армянской географии” V11 в.н.э.





checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"