Мультипортал о Чеченской Республике

Чеберлой - историческая область, расположенная на юго-востоке Чечни

Просмотров: 4 118 Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Границы этой горной области точно не определены, наиболее распространенным является мнение о том, что к Чеберлою относятся только район Макажоя, озера Кезеной-Ам, селений Хой и Харкарой.

Более достоверной представляется информация о границах общества Чеберлой известного чеченского этнографа и фольклориста Ахмада Сулейманова, который основывается на свидетельствах стариков, живших здесь до выселения.

 

По его мнению, Чеберлой на севере граничит с землями общества Нижалой и Ичкерией, на западе - с обществом Шаро (Нохчкела, Босси), на юге и востоке - с Дагестаном. Это наиболее отдаленный и недоступный район Чечни, который практически не имел никаких контактов с внешним миром. Вероятно, именно поэтому в чеберлоевском диалекте чеченского языка сохранились архаические черты (отсутствие лабиализованных гласных, сохранение древних форм местоимений и т.д.), которые сближают его с западными вайнахскими диалектами, особенно с ингушским языком.

Топоним «Чеберлой» восходит к чеченскому «чеба аре» - ровное место, котловина, а «лой» является топонимическим суффиксом. Чеберлой стал заселяться чеченцами, которые мигрировали из западных районов Кавказа, сравнительно поздно, не ранее XV века. У некоторых тейпов, живущих в районе Чеберлоя, сохранились предания об их происхождении из западных районов Чечни. Так, по преданию тейпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха. Жители селения Кезеной ведут свое происхождение от потомков бедной вдовы, оставшейся в живых после гибели селения, которое стояло на месте озера.

В исторических источниках XIX века некоторые русские авторы, исходя из особенностей чеберлоевского диалекта, а также антропологических признаков (светлые волосы, зеленые глаза), пытались приписать чеберлоевцам славянское происхождение. На самом деле жители собственно Чеберлоя (например, макажой) отличаются черным цветом волос и смуглой кожей. Так, например, предполагалось русское происхождение тейпа «орсой» по созвучию с чеченским словом «оьрси» - русский. Но это слово в чеченском языке является заимствованным и не могло появиться в чеченском языке ранее XVII века, а название тейпа и селения Орсой более древнего происхождения.

Здесь более вероятным представляется сближение с «аорсами», племенами, которые жили в Предкавказье в первых веках нашей эры. В древних исторических сочинениях, например у Плиния, упоминаются племена содов, которых соотносят с чеченским тейпом садой. Но вряд ли в то время в районе Чеберлоя могли жить нахские племена. Тем более что сами садой считают себя выходцами из Нашха, где они имели долю в родовом котле коренных чеченских тейпов. Вообще, садой, согласно фольклорному материалу, собранному А.Сулеймановым, считали себя привилегированными, «али», то есть княжеского происхождения, и вели постоянные войны с чеберлойцами, пытаясь подчинить их, при этом не считали себя принадлежащими чеберлоевскому обществу. 

В русских источниках впервые Чеберлой упоминается в документах XVI - XVII веков как «Чабрил», а жители этого края называются «шибутянами, шубутами», так же как и их соседи по Шаро- и Чанти-Аргуну. Особенности материальной культуры этих районов свидетельствуют о существовании на этой территории дочеченского субстрата. По всей вероятности, вплоть до конца XV века на территории Ичкерии и Чеберлоя жили другие племена, которые затем были большей частью вытеснены, а частично ассимилированы чеченцами в их передвижении с запада на восток.

Доказательством этому могут служить и более древние пласты археологической культуры этих территорий. Территория Чеберлоя входит в ареал культуры, которую археологи называют каякентско-харачоевской. В ареале обитания древних нахов в это же время существовала так называемая кобанская культура. Но, вероятно, эта миграция была длительной, так как в преданиях местных жителей говорится о том, что до поселения их предков в этих местах жили орстхоевцы. Так, согласно полевым материалам, записанным здесь В.Кобычевым, «первыми насельниками в Чеберлое были эрстхойцы, потом пришли стрелки из лука-арбалета (Iад къам). Стрелки из лука, по преданию, прибыли из-под горы Нашаха, расположенной в верховьях реки Рошни-чу. Вначале в качестве разведчиков нашахойцы выслали трех человек, но местные жители убили их.

Тогда для отмщения прибыл целый отряд, который выстроил укрепление на месте нынешнего селения Хой. С этих пор нашахойцы прочно овладели Чеберлоем». Из Нашха был прислан в качестве правителя Чеберлоя, согласно преданию, и легендарный Алдам-Гези, который выбрал в качестве резиденции селение Кезеной, где выстроил сильно укрепленный замок. Руины его сохранились до сих пор. Чеберлой - край удивительной красоты: каменистые горные каньоны, бурные реки, водопады, густые леса и величественное озеро Кезеной-Ам.

Озеро Кезеной расположено на высоте 1869 метров. По преданию, на месте этого озера когда-то было древнее селение. Народ в нем жил вольготно и благодатно, не зная ни невзгод, ни лишений. Как-то раз в это селение пришел нищий - белобородый старец. Он стучался во многие двери, но никто не отворил ему, никто не подал даже куска хлеба. И лишь бедная вдова, жившая на окраине села в полуразвалившейся избушке, впустила его на ночлег и поделилась с ним своим скудным ужином. Утром старец сказал бедной вдове: «Я не нищий, а ангел.

Жители этого селения будут наказаны за алчность и несоблюдение обычая гостеприимства - селение погибнет. Ты же должна уйти со своими детьми и подняться на склон горы». С этими словами старец исчез. И не успела вдова взойти на гору, как бурный поток воды с горных склонов обрушился на селение, и оно исчезло в волнах. А потомки бедной вдовы основали новое селение неподалеку от озера и назвали его Кезеной. Согласно другому преданию, селение основал орстхоевец Кезен со своими сыновьями. Но пришедший из Нашха (Западная Чечня) Алдам победил Кезена и стал владетелем этой местности. Селение Кезеной расположено к югу от озера, в нескольких километрах от него. Главной его достопримечательностью является крепость, возвышающаяся над селением, - это крепость Алдам-Гези (ГIези-Алдаман ков), развалины которой и сейчас видны на высокой скале. Крепость состоит из цитадели, группы полуразрушенных зданий и жилой башни, известной под названием «башни Дауда».

Башня прямоугольная, почти квадратная, высота ее сохранившихся стен - около семи метров. В центре башни - остатки опорного столба, один из угловых камней, связывающих стены. К югу от башни Дауда находится мечеть, под дверной порог которой вделана надгробная плита. Это надгробие, по свидетельству местных жителей, принадлежит чеченскому герою Сурхо, сыну Ады. Сурхо, согласно историческим преданиям, победил в войне кабардинского князя Мусоста и поделил его земли между бедными. В честь его победы было названо село Сурхохи (в Ингушетии) и сложена героическая песня - илли. Религиозные действия и праздники в Кезеное сопровождались общественным пивоварением: в чашечном камне в помещении рядом с мечетью толкли ячмень для ритуального пива.

Подобный камень можно видеть рядом с жилой башней в селении Туга, в Майсте. Крепость Алдам-Гези расположена на высокой скальной площадке и обнесена каменной стеной. Внутри цитадели сохранился фундамент боевой башни. Комплекс, по всей вероятности, построен в XVI веке, а мечеть - в более поздние времена. Это подтверждается и особенностями архитектурного стиля строений. Если жилая башня построена в чисто вайнахском стиле: центральный опорный столб, угловые камни, связывающие стены, использование раствора, то архитектура мечети является чисто дагестанской. Она, по всей вероятности, была построена после XVII века, то есть после распространения ислама в Чеберлое. Жители Чеберлоя одними из первых среди чеченцев приняли ислам. И, вероятно, поэтому здесь не сохранилось, в отличие от других районов Чечни, склеповых захоронений. Но тот факт, что здесь очень много склеповых надгробий, говорит о том, что они были распространены в свое время и на этой территории.

Склеповидные надгробия есть и у селения Пуога в Майсте. Их появление здесь связано с тем, что майстинцы, приняв ислам, перестали строить коллективные склепы, но в надгробиях индивидуальных могил они сохранили их архитектурные формы, хотя и в уменьшенном виде. Во времена имамата Шамиля чеберлоевцы оказали жестокое сопротивление попыткам имама ввести шариат в своих обществах. В ответ Шамиль ввел в Чеберлой войска, состоящие из аварцев и андийцев, и восстание было потоплено в крови. Многие селения Чеберлоя оказались разрушены и сожжены, в том числе по приказу Шамиля было уничтожено множество боевых башен. К западу от озера находится группа селений, самым крупным из которых является Макажой, который чеберлоевцы издавна считали своей столицей.

По мнению А.Сулейманова, топоним Макажой и, соответственно, наименование тейпа Макажой связано с древним военным термином «макаж» - клинообразное построение воинов-копьеносцев во время атаки неприятельских войск. Такой клин двигался впереди атакующих войск, первым рассекал вражеские цепи, заходя в тыл врага, брал его в окружение и уничтожал. В Макаж входили самые отчаянные и физически выносливые воины. 

В Макажое почти не сохранилось памятников архитектуры. Единственной достопримечательностью его можно считать жилую башню, перестроенную в мечеть. Мечеть, минарет которой построен в виде боевой башни, есть и в селении Эткали, и в некоторых других селах центральной Чечни. Недалеко от Кезеноя находится селение Хой. Этот топоним с чеченского переводится как «стражники». Вероятно, это связано с тем, что селение было пограничным и его жители несли сторожевую службу. Об этом, кстати, напоминает и «Хойн-гIала - башня стражников» - единственная боевая башня, оставшаяся от укрепления. Башня возведена на скальном основании из хорошо обработанного камня, кладка на глинисто-известковом растворе.

Хотя и по архитектурным приемам, и технике кладки видно, что башню строил чеченский мастер, она отличается от классических вайнахских башен. Она ниже и приземистее, к тому же имеет не совсем обычные для вайнахских боевых башен машикули, опоясывающие ее сплошным квадратом. По своим пропорциям башни Чеберлоя ближе к осетинским. Боевая башня в селении Хой украшена множеством петроглифов: это и перекрестия с кругами, и круги с елочными и волнистыми узорами, и Т-образный знак, то есть символика, характерная только для вайнахских башен.

К востоку от Макажоя находится селение Харкарой. На скалистых склонах, среди средневековых руин возвышается боевая башня - единственная сохранившаяся средневековая постройка. В стенах башни много бойниц, завершали башню машикули, до нашего времени сохранился только один из них. В юго-восточной стене башни вмонтирован камень с изображением руки мастера. 

Вокруг селения Макажой разбросаны более мелкие средневековые поселения: Джалкх, Тундухой, Орсой. Однако от них остались только руины, на камнях которых сохранилось очень много петроглифов. В селении Орсой также сохранились развалины циклопических построек. 

Глава из книги Лечи Ильясова "Тени вечности"

 ИА Chechenibfo     


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ