Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чеченская народная медицина


Просмотров: 6 640Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

В «Сборнике сведений о Терской области» (1878 г.; выпуск 1, ее. 276,289, 290) ингушский просветитель Чах Ахриев в статье «Заметки об ингушах» приводит ужасающую трагедию, постигшую его народ: «...Неудивительно, также, что между ингушами всегда свирепствовалиэпидемические болезни, вроде чумы , от которой однажды вымерла половина населения. Об этой чуме в народе сохранилось еще свежее предание.Люди тогда в страхе разбегались и некому было хоронить умерших. Поэтому заболевшие, боясь, что тела их останутся непогребенными или будутсъедены хищными птицами, отправлялись умирать в каши, иногда целыми семействами. И действительно, во многих склепах можно еще видеть люльки с детскими скелетами и подле них - женские скелеты, там же можно найти всю домашнюю утварь, так как во время чумы ингуши сносили туда все ценные вещи...»

 

Трудно представить себе более ужасающую картину национального бедствия, когда за короткий срок половина населения погибает, когда одниубегают, побросав и близких и родной очаг в поисках спасения, где их также ждет неминуемая гибель, а другие сознательно идут к своему последнему обиталищу, где заживо себя хоронят. И так было. И не однажды.

 

Была и другая болезнь, уносившая немало человеческих жизней - это малярия. Редкая чеченская семья не имела больных малярией, а то и вся семья страдала ею. Чувство глубокого сострадания вызывал больной у окружающих во время приступа. Что только люди не делали с ним. Покрывали 5-6 одеялами, садились верхом на него и все равно больного подбрасывало. Применялись в народе и другие диковинные методы. Например, в момент приступа малярии больного неожиданно обдавали холодной водой или бросали ему за воротник рубашки живую лягушку. Внезапные психические потрясения иногда выводили больного из состояния приступа, т.е. действовали на следствие, а о причине, то есть чем вызывается малярия, пути ее передачи никто не знал. Даже в 1932 году только по одной маленькой Чечне было выявлено 39957 больных, а на учете было 85,5 тысяч человек, а сколько было невыявленных и неучтенных.

 

Основной причиной высокой заболеваемости малярией является заболоченность огромных территорий и наличие водоемов, являющихся очагами расплода малярийных комаров. Это-то оставалось до поры до времени нетронутым. Отсюда и высокая заболеваемость. 

 

Отмечая наиболее частые и характерные для прошлого заболевания,нельзя умолчать и об оспе, которая после Октября ликвидирована. Но даже в недалеком прошлом в Чечне можно было нередко встретить людей почтив каждом ауле с оспенными рубцами на лице или ослепшими вследствие этой болезни. Но способ оспопрививания был известен чеченцам, ПО-ВИДИМОМУ, с давних пор. Об этом свидетельствуют немецкие авторы Т.Мейер-Штейнег и К.Зугдаф (см. «История медицины» с. 389-390), где сказано, что грузины и черкесы еще в древние времена делали противооспенные прививки: расцарапыванием кожи иглами, смоченными в оспенном гное, чем вызывали слабую форму оспы и этим предохраняли от настоящей инфекции.

 

Известный чеченский писатель Х.Д.Ошаев рассказывал, что он на базаре 'в Итум-Кале в 1924 или 1925 году видел майстинца, который прививал детишкам оспу, делая насечки на руке маленькими острыми клещами, окунаемыми им в пузырек с жидкостью со струпьями переболевшего оспой человека. 

 

Среди получивших широкое распространение заболеваний в крае нельзя обойти молчанием трахому и кожные заболевания: чесотка, трихофития,парша, различные гнойничковые заболевания. Они также были бичом, таккак радикальные средства борьбы с ними отсутствовали.

 

В статье «О народной медицине в станице Слепцовской Сунженскогоотдела Терской области», подготовленной заведующим Слепцовским двухклассным училищем П.Семеновым, опубликованной в сборнике «Материалов для описания местностей и племен Кавказа» (Тифлис, 1893 г., вып. XVIотд.- 2, с. 1-15) Приводятся интересные сведения о лекарствах и знахарских приёмах, применявшихся среди терского и сунженского казачества.

 

Казачки, желающие родить мальчика, должны были носить сорочку товарки (подруги), родившей детей мужского пола. Желающие родить девочку- воздержаться от мясной пищи и поменьше общаться с семьями, где родились лишь мальчики. А нежелающие вовсе иметь детей должны били пить настой холодной конопли, точнее конопляного семени или несколько ночей поспать под «холостым» (т.е. неплодоносным) деревом. «...Роды проводились исключительно с помощью бабки-повитухи... Для ускорения родов бабу заставляли прыгать с какого-нибудь возвышения (большей частью с печки напол). Мер, облегчающих роды, не существует...» «...Детское место не выбрасывают: бабка моет его в чистой воде и, запрятав в какой-нибудь сосуд,закапывает на скотном дворе в потаенном месте (чтобы предохранить дитяот «дурного глаза»)».

 

Целебными средствами среди казачьих лекарей и знахарей считались:подорожник, ромашка, перекати-поле, низкорослая полынь, коровятник,тумиха, чистотел, молочай, дубовая кора, цветы бузины и барбариса, чеснок, корень дикого хрена и т.д. Из химических средств, как и горскимилекарями, широко применялись: медный купорос, квасцы, бура, сера, царская водка.

 

Среди распространенных в станицах заболеваний, описанных им, лихорадка, корь, понос, ревматизм, чесотка, золотуха, заушница, водянка, болезни глаз, уха, бесплодие, неспособность к семейной жизни, укусы бешеной собакой и другие.

 

Хотя в станице и был фельдшер с небольшой аптечкой, было и многознахарей и народных лекарей, к чьей помощи нередко прибегало население.

 

Как видим, эти приемы очень перекликаются с теми, которыми пользовались и чеченские знахари. А описываемые заговоры, которые применялись у казаков, сходны с приемами чеченских знахарей, что свидетельствует о постоянном контакте этих народов, об их готовности жить в мире и дружбе. Однако у горцев была и народная медицина, снискавшая себе лестную оценку даже такого корифея русской и мировой медицины как Н.И.Пирогова.

 

В горской народной медицине преобладало хирургическое направление, что связано с длительной Кавказской войной. Ведь нужда и война являются властными учителями. Искусные горские лекари, выходцы из народа,по мере своих сил, верой и правдой служили делу охраны здоровья народа.Их самоотверженный труд, преданность своему профессиональному долгу,их пытливость в приобретении знаний и навыков немало способствовали сохранению здоровья народа, особенно в периоды губительных эпидемий и длительных кровопролитных войн за свою свободу и независимость.

 

Методы лечения, которыми пользовались народные хакимы, несмотря на кажушуюся нелепость, были тогда единственно доступными в условиях Чечни, где научная медицина была совершенно недоступна народу.

 

Вместе с тем, мы, конечно, далеки от утверждения, что горской народной медицине свойственны какие-либо организационная целостность и системность. Она передавалась от отца к отцу или от учителя прилежному ученику. Народная медицина наряду со многими удачами имела и неудачи. Тем не менее, мы хотим обратить внимание на некоторые методы горской медицины, явившееся обобщением эмпирического (стихийного) народного опыта.

 

Как известно, Н.И.Пирогов в 1847 г. проездом в Салты (населенный пункт в Дагестане), где он впервые применил в военно-полевых условиях эфирный наркоз, остановился в Грозном и провел ряд показательных операций и знакомился, как и в Дагестане, с горской народной медициной. Н.И.Пирогов дает следующую характеристику горским лекарям: «Что азиятские врачи на Кавказе вылечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствие огнестрельных ран), по мнению наших врачей, требовали отнятия членов, это факт, подтвержденный многими наблюдениями; известно, так же всем на Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимаются азиятскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль.»

 

И дальше: « Из всех примеров их леченья, которые я собрал в бытность мою на Кавказе (некоторые из этих больных я сам наблюдал), видно,что азиятские врачи действуют по известным между нами принятым началам. Особенно замечательно лечение огнестрельных застарелых ран, соединенных с раздроблением кости пулею и с присутствием посторонних тел(пули, секвестры). Заслуживает внимания поведение и отношение лекаря к больным, обстановка и заботливость, которыми пострадавший окружался: «Начинается с того, что больной должен вынести всякое оружие из своей комнаты. Врач переселялся на несколько времени к нему. В отверстие раны вносится, как можно глубже, толстая из тряпки сделанная турунда, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставляется там на несколько дней.»

 

«Наконец, когда рана от внесения турунды и действия едкого вещества значительно расширилась и показалось уже нагноение, врач вставляет в расширенное отверстие бараний рог и искусно всасывает им скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости и другие посторонние тела».

 

Даже в этих весьма примитивных способах Н.И.Пирогов как великий хирург и исследователь заметил зачатки современных методов лечения огнестрельных ранений: «Как бы ни были грубы и сумасбродны их средства,начала, крторым они следуют при лечении ран, остаются тем не менее справедливы: расширение отверстий и привлечение гноя и посторонних тел квыходу из раны. 

 

Искуственная бессонница так же как и удаление оружия из комнаты больного, кажется, более делается с врачебно-политической целью». Известно, что после огнестрельного ранения такие его последствия,как усиление боли, воспаление и нагноение раны, подъем температуры, общая слабость и недомогание, начинаются обычно через одни сутки, имеенно тогда раненому больше всего нужен покой и сон. Наличие же оружия в комнате является отрицательным раздражителем для раненого. Поэтому оно выносилось из комнаты.

 

Оценивая поездку Н.И.Пирогова на Кавказ и подводя итоги уроков,извлеченных им из этой поездки, академик Н.Н.Бурденко в своей книге «Н.И.Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии» писал: «Наблюдения в Салтах и его знакомство с врачами из горцев (гакимами) привело его к убеждению, что часть ран может заживать без всякого вмешательства и что даже инородные тела могут без вреда для организма вживаться в ткани тела. Его наблюдения над инкапсулированием черкесских медных пуль в тканях без резких реакций и нагноений заставили пересмотреть господствовавшее в его время учение о необходимости раскрывать раны, исследовать их пальцем, извлекать инородные тела».4

 

Какой бы жестокой ни была война, а жизнь есть жизнь. Чеченцы нередко вынуждены были обращаться за помощью к армейским врачам и, наоборот, описаны случаи, когда, потеряв всякую надежду на излечение у себя,раненые из войсковых частей и из казачьих станиц отправлялись к чеченским лекарям. Следует отметить особо, что медики обеих воюющих сторон всегда оказывались добросовестными, достойными своего профессионального долга и, невзирая на сложные обстоятельства, проявляли гуманное отношение к страждующему. 

 

Н.И.Пирогов по этому поводу пишет: «Ампутаций, как я уже сказал, азиятские врачи не делают. Были примеры, когда вовремя экспедиции неприязненные чеченцы, привозили в наш арьергард своих раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию: наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе».

 

Н.И.Пирогов ампутировал ногу знаменитому нашему земляку,наибу Шамиля Байсангуру Беноевскому.Как уже говорилось выше, Н.И.Пирогов проездом в Салты в середине 1847 года был в крепости Грозной. В книге А.П.Кулебякина «Кунаки», вышедшей в 1913 году во Владикавказе, рассказывается о том, как молодого казака Власа Фролова, сына майора гребенского полка, расположенного вЧервленной, раненого в боях с чеченцами в правую ногу и ниже левой темени, привезли в тот же госпиталь, где остановился Н.И.Пирогов... Ввиду начавшейся газовой гангрены (Антонов огонь), Н.И.Пирогов решил ампутировать у Власа Фролова ногу, но отец и его кунаки-чеченцы, несмотря на возражения Н.И.Пирогова забрали Власа домой и чеченский народный лекарь Юсуп из Брагунов все теми же едкими веществами и настоями из трав вылечил его.

 

Это отрицательное отношение горцев и казаков к ампутации конечностей нашло свое отражение и в повести Льва Николаевича Толстого «Казаки». Оленин беседует со стариком Ерошкой:

 

- Что, будет ли жив Лукашка?

- А бог его знает! Дохтура нет. Поехали.

- Откуда же привезут, из Грозной

- Не, отец мой, - отвечает дед Брошка,- ваших-то, русских, я бы давно перевешал, кабы царь был. Только резать и умеют. Так-то нашего казака Баклашова нечеловеком сделали, ногу отрезали. Стало дураки. На что теперь Баклашов-годится? - И добавляет - Нет, отец мой, в горах дохтура есть настоящие. Так-то Гирчика, няню моего, в походе ранили... в грудь, так дохтура ваши отказались, а из гор приехал Сайд, вылечил. Травы, отец мой,знают.» И на замечание Оленина: «Ну полно вздор говорить... я лучше изштаба лекаря пришлю» - Вздор!. - передразнил старик... Лекаря пришлю!Да кабы ваши лечили так казаки и чеченцы, к вам бы лечиться ездили, а товаши офицера да полковники из гор дохтуров выписывают.»6

 

Кавказская экспедиция и методы лечения горских врачей убедили  Н.И.Пирогова в том, что не следует проявлять при огнестрельных ранениях поспешности с ампутацией конечностей, и он изменил отношение к тогдашней концепции, выработанной им самим и такими всемирно известными хирургами как Ларрей, Перси, Хененн, Томсон, Герри, Лангенбек, Грефе.

 

По этому поводу Н.И.Пирогов писал: «Я сам так же действовал вовремя кавказской экспедиции (1847 г.). Так как в кавказских войнах, которые велись в гористой, дикой и лесной местности, расположение боевой линии не допускало правильной организации перевязочных пунктов, то я упрекал тамошних врачей, что они не делают ампутации на месте, под выстрелами. Я считал чуть ли не уголовным преступлением, что они мало или почти вовсе не делали первичных ампутаций.

 

При моем осмотре кавказских лазаретов, я не нашел ни одного ампутированного и вообще мало оперированных. Между тем я знал уже, медные маленькие черкесские пули лучше наших ломали и раздробляли кости. Я заключил из этого, что раненые умирали уже до ампутаций, когда они не были сделаны на месте».Наблюдения за исходом операции и сопоставление статистических данных показали, что смертность при консервативном методе лечения (которыми пользовались горские хакимы и кавказские русские врачи) невысокая, в Севастополе отношение Н.И.Пирогова к первичным ампутациям стало совершенно другим.

 

«Ампутация бедра, - писал он, - не дает наилучшие надежды на успех.Поэтому все попытки сберегательного лечения огнестрельных ранений, переломов бедра и при ранении коленного сустава должны считаться истинным прогрессом хирургии.

 

Наложение неподвижных и преимущественно гипсовых повязок в несравненно большей части случаев должно заменять производство первичной операции. Вторичные операции в большинстве случаев заслуживает преимущества перед первичными».

 

Щажению поврежденного члена Н.И.Пирогов придает уже большоезначение. Он пишет: «Рану нужно оставлять насколько можно в покое и не обнажать поврежденных подкожных частей. Я считаю долгом совести предостерегать молодых врачей от исследования пулевых ран пальцами, от извлечения осколков и вообще всяких новых травматических насилий.»

 

Известно, что на Кавказе издавна и широко применялись при лечении многих повреждений и заболеваний конечностей шкуры и курдюки только что убитых животных (коз, баранов). В шкуры заворачивали в старину ушибленные, воспаленные и переломанные конечности. Видимо тепло только что снятой щкуры, неподвижность и покой конечности, завернутой в нее, способствовали уменьшению болей, завершению воспалительного процесса. Это было чрезвычайно важно в догипсовый период, особенно при передвижениии необходимости перемещения пострадавшего. Это обстоятельство также не осталось без внимания Н.И,Пирогова; «При лечении свежих сложных переломов употребляется вместо неподвижной повязки шкура, снятая с барана,только что убитого. Весь член обертывается этой кожей, внутренняя сторона которой обращается к наружной поверхности тела. Повязка остается несколько недель без перемены, а шкура, высыхая на теле, образует род твердой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член. Кожа,снятая со свежеубитого животного, употребляется обыкновенно с этой целью;иногда, однако (не азиятские врачи употребляют ее и как животную ванну.Наконец, курдюки (мешки с жиром, висящие у хвоста баранов) играют у них также важную роль в лечении наружних повреждений. Кусок курдюка вкладывается обыкновенно вместо корпии'в свежую рану».8

 

Завершая экскурс о пребывании Н.И.Пирогова на Кавказе и знакомстве с горской народной медициной, приведем еще одну цитату из его указанной книги (с. 69): «Однако же я должен из любви к истине заметить, что, с    одной стороны, многие из наших молодых врачей, посылаемых на Кавказ,еще не могли иметь достаточной опытности в искусстве, а, с другой стороны, некоторые из азиятских врачей, воспитанные в этом искусстве их отцами, действительно имеют большую наглядность и опытность в лечении огнестоельных оан».И это вполне объяснимо. Длительная кавказская нойна, говоря словами Л.И.Пирогова -»эта затяжная травматическая эпидемия», огромное количество раненых, тяжелый характер повреждений, отсутствие ученых медиков и возможности получить специальное образование обусловили появление среди чеченцев и ингушей народных лекарей, опытных для своего времени и успешно лечивших как огнестрельные, так и нанесенные холодныморужием, раны.

 

Ведь, как и говорилось выше, искусство врачевания передавалось понаследству - от отца к сыну. Думается, здесь будет уместным сказать, что пребывание великого русского хирурга в Чечне увековечено мемориальной доской на здании лучевого отделения республиканской больницы со следующей надписью: «В этом здании располагался госпиталь, где в 1847 году проводил операции известный русский хирург Н.И.Пирогов».

 

Во втором номере журнала «Смесь» за 1855 год опубликована статья главного лекаря Эриванского госпиталя П.Попова «Лечение ран у кавказских горцев», в которой подробно описано, с каким проворством и самоотверженностью горцы бросаются в ряды сражающихся, чтобы выхватить оттуда раненого или убитого, с каким усердием и готовностью они «подаютраненому возможную помощь, выполняя все его желания и представляя ему все выгоды к спокойствию.»

 

«Эти прекрасные качества - пишет он, - вытекают ... собственно из сострадания к своему собрату». Далее в статье описываются способы выноса раненых с поля боя и их эвакуация в зависимости от раны и степени тяжести, в каких условиях организуется помощь по эвакуации и т.д.

 

Исследователь жизни и быта чеченского народа И.Пантюхов в своей работе «Движение населения у чеченцев (Кавказ, № 7 от 9 января 1901 г.)пишет: «Для лечения болезней в каждом ауле есть свои лекари. С давних воинственных времен особенно славятся (у чеченцев) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые чеченские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга».

 

Лучшими врачами считались лекари из селения Майсты - самого отдаленного горного аула Чечни (у горы Тюлой-Лам).

 

В очерке о социально-экономическом состоянии нагорной Чечни, опубликованном в сборнике «О тех, кого называли абреками» (Грозный, изд-во Чечнаробраза, 1927, с. 89-90) сказано: «И вот там, где козы падают с кручи,люди косят и сеют хлеб! Впрочем, почти у каждого пожилого майстинца либо сломана нога, либо проломлена голова. Здесь, к моему изумлению, я нашел даже хирургов со своеобразными хирургическими инструментами:крючки - раздвигать кожу на пробитой голове, щипчики - вытаскивать осколки из мозга и скребок - скрести кости...»

 

По рассказу того же чеченского писателя Х.Д.Ошаева искусством трепанации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию). От ас в рассказал мне детали проводимых ими трепанаций, свидетелем которых был он сам. Он же рассказывал, как в 1930 году в ущелье Малхесты в средневековом некрополе «Цайпхеда», состоящем из надземных склепов, носящих название «Маьялхи- каш» - солнечный могильник, обнаружил на черепах явные следы трепанации. Это говорит о том, что искусство трепанации чеченским лекарям было известно не менее 300 лет назад. Археолог В.И.Марковин относит .этот некрополь к позднему средневековью (см. сборник «Древности Чечено-Ингушетии»).

 

В военно-медицинском журнале «Смесь» N 2 за 1855 год говорится,что горские врачи при лечении ран преследовали следующие основные цели: остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предотвратить воспаление в ней и в переферии ее, способствовать хорошей грануляции и «доброкачественному нагноению» в ране и заживлению ея», т.е.Оправданные с точки зрения и научной медицины задачи. Здесь же приводится перечень основных фармакологических средств,неизменно употреблявшихся лекарями в своей практике. Это квасцы, сурьма, белый мышьяк (мышьяковистая кислота) и желтый мышьяк (трехсернистый мышьяк), повареннал соль в смеси с коровьим маслом, обыкновеннаядушица, дикая рябина, дикая мята, различные мази и порошки, комбинированные из вышеуказанных и других средств.

 

На заседании императорского Кавказского медицинского общества 1февраля 1873 года (протокол № 20) Н.П.Ситевский демонстрировал ряд лекарственных веществ, употребляемых «туземными» знахарями на Кавказе,среди  которых плоды, семена, коренья, разные глины, травы, применяемыепри поносах, рези в желудке, переломах, опухолях воспалительного характера, различных кожных высыпаниях и т.д. Здесь же сказано, что Н.П.Ситевский просил разрешения этого общества, отправляясь на Венскую всемирную выставку в качестве представителя Кавказского отдела, о помещении на выставке «... сортимента лекарственных веществ наичаще употребляемых «туземными знахарями на Кавказе». Эти предложения Н.П.Ситевского были «приняты обществом с благодарностью». 

 

Понятно, что народ и народные лекари использовали и природные богатства своего края для восстановления здоровья. В частности, имеются сведения об использовании издревле целебных источников, которых в Чечне много.Это Горячеводские, Чанты-Аргунские, Серноводсткие, Брагунские, Ачалукскйе, Исти-Суйские и другие источники, слава о которых давно перешагнула Чечню и куда приезжают на лечение со всех стран СНГ.

 

Кроме того, среди горцев, по обычаю, поддерживается и ряд общественно-полезных санитарных правил: запрещается купать лошадей и устраивать водопой для скота, стирать шерсть и белье в реке выше населенного пункта, в роднике, употреблять в пищу мясо неприрезанного животного, касаться собак, кормить их с рук и т.д.Вместе с тем, есть и обычаи, неблагоприятные в санитарном отношениии способствующие распространению среди населения ряда инфекционных ипаразитарных заболеваний. Народ стал сознавать, что основой здоровья является чистота.

 

Говоря о причинах высокой выносливости горцев, в военно-медицинском журнале «Смесь» № 2 за 1855 г. в статье «Лечение ран у кавказских горцев» автор пишет: «Однообразная жизнь горцев, но жизнь физически деятельная, отсутствие всякой изнеженности и роскоши, постоянная умеренность в пище и питье, наконец, пребывание в горных местах, пользующихся свежим и здоровым воздухом, делают этот народ крепким и телом идухом и сохраняют его от многих болезней». Кто знает, может быть, в этих словах заключена правда и это обстоятельство является одной из основныхпричин выживаемости горцев.

 

Разумеется, арсенал средств народной медицины горцев при более глубоком рассмотрении не представлял из себя ничего изолированного и оккультного, а безусловно был сплавом из опыта, переданного по наследству,собственного стихийного опыта с данными, почерпнутыми из опыта и информации соседних народностей. Поэтому среди способов лечения, применявшихся в горской народной медицине, мы находим много и того, что широко применялось в народной лекарской практике древних этнических групп. Но горская народная медицина в ту пору получила признание у многих народов и, по-видимому, оказывала на них значительное влияние. Об этом же свидетельствует П.В.Смирнов в своей статье «Из народной медицины» (протокол заседения императорского Кавказского медицинского общества, 1896 г., № 5, с. 164). «Спокон веков кавказские знахари, хакимы,славились как искуссные хирурги, т.е. как лечители ран, ушибов, вывихов,переломов и т.п. Слава их в этом деле была так велика, что не только простой народ, но и господа обращались за их помощью и нередко знахари предпочитались заправским докторам. Были даже случаи признания за хакимрм прав настоящих врачей».

 

И далее П.В.Смирнов приводит ряд впечатлительных примеров удачного применения способов горской народной медицины и, в частности, вправления горскими хакимами вывихов плеча и стопы, свидетелем которых былон сам. «И здесь остроумие способа и разумное применение приемов вправления, заставило меня быть только зрителем искусства хакима», - заключает он. 

 

В этом же протоколе перечислены способы остановки кровотечений,лечения переломов и ранений, ревматизма, падучей болезни, при сердцебиениях, заражениях животными ядами, от укусов бешеных животных и другие методы, применяемые горскими лекарями.Приведенное свидетельство (их много еще) говорит об умении горских хакимов лечить не только раны. Чеченские врачи, кроме наложения шин(зепарштохар), для создания неподвижности поврежденной конечности применяли и специально приготовленное на яичном желтке тесто из муки (белхьам), которое при затвердении превращалось в своего рода. Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, при панарициях, фурункулах, карбункулах, а для вытягивания гноя прикладывали вкачестве пластыря немного примятый подорожник (динберг) или слегка пропеченный лук.

 

Для лечения некоторых инфекционных заболеваний (гриппа, катара верхних дыхательных путей) применялись лук, чеснок, черемша. Сами того не подозревая, горские лекари действовали на болезнетворное начало могучим средством - фитонцидами, в изобилии содержащимися в названных растениях, и губительно влияющими на микробы.

 

С давних времен чесоточных больных чеченские народные лекари рекомендовали купать в реке Аргун выше селения Чишки. И что же? Оказывается в этом месте в Аргун впадают чанты аргунские источники, насыщенные серой. Известно, что и современное лечение чесотки связано с применением серосодержащих мазей.До сих пор сохранились в памяти народной относительно оправданныес точки зрения фармакологии «рецепты» лечения ряда заболеваний:

 

1.При нарыве накладывают примятый лист подорожника «динберг» 

2.При перемещающейся лихорадке - отвар плодов калины или мяты 

3.При поносах - отвар диких груш, желудей, кашицу из грушевой муки 

4.Паршу лечили мазью из мелко истолченной серы и коровьего масла 

5.При болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом 

6.Для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня 

7.В качестве мочегонного применялись настои липового цвета или арбуз 

8.При обнаружении глистов давали кушать нежаренные тыквенные семечки 

9.При головных болях нередко ставились на темя и затылочную области пиявки. 

 

До появления эфирного наркоза и других обезболивающих средств усилия всех медиков были направлены на облегчение боли и страданий раненого или больного, особенно при оперативном вмешательстве. Душераздирающие стоны и крики больного влияли не только на самого больного, но и нахирурга, не говоря уже о том, что от резких болей у больных очень частонаступали шоки и коллапсы, и больные нередко умирали.

 

Для уменьшения болей применялись: сдавление конечностей до резких болей, опускали в бочку со льдом, нарочно вызывали боль в другом месте,чтобы отвлечь внимание от места операции и т.д. Чеченские лекари пользовались и человеческим словом - этим могучим оружием. Лекарь, как бы невзначай, во всеуслышание рассказывал, что такой-то мужчина, не проронив ни слова, не издав ни одного вздоха, выдержал такую-то операцию; столько в нем выдержки, столько выносливости, вот это - настоящий мужчина/ а с виду невзрачный такой. И больной, услышав такое, воодушевлялся, все его внутренние силы сосредотачивались на одном - выдержать.

 

В статье профессора М.А.Кассирского «Механизм мужества» (журнал «Вокруг света» № 1, 1970, с. 65-70), например, пишется: «...Многие ставят вопрос о возможности возникновения и устранения болевых ощущений подвлиянием психического настроя. Сама возможность такого управления болью подмечена не только врачами, но и житейскими наблюдениями. На это, к примеру, указывает знаменитый философ И.Кант в своем трактате «О способности мужественного духа при помощи сублимации владеть своими болезненными ощущениями».

 

Известны и другие приемы психического воздействия на больных, которыми пользовались горские врачи, чтобы облегчить боль и страдания. Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыва на руке» записан композитором Л.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована (1927 и 1929 г. ). Интересно, что уже в наше время в газете «Красная Звезда» от 3 марта 1974 г. в статье «Музыка лечит» сообщалось, что профессор Дитфрид Пехль из университетской клиники городаФранкфурта-на-Майне (ФРГ) в течении семи лет проводил исследования в этой области и в «музыкальной группе» эффективность лечения оказалась гораздо выше, чем в остальных. А в газете «Известия» от 25 июля 1985 г. опубликована статья «Операция под музыку», где приводится сообщение западногерманских врачей (Бремен), что при «...ряде хирургических операций лекарственное обезболивание можно заменить прослушиванием спокойной музыки».

 

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что и чеченские лекаризадолго до «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"