Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Календарные праздники вайнахов ( о книге З.А. Мадаевой).


Просмотров: 7 368Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Календарные праздники  вайнахов ( о книге  З.А. Мадаевой).
Недавно в Грозном издана  книга канди­дата исторических наук 3. А. Мадаевой «Народные календарные праздники вайнахов», в которойвпервые описываются и анализируются  традиционные  способы исчисления времени в народные   календарные  праздники, обычаи и обряды, отразившиеся в культуре вайнахов. Чтобы преодолеть трудности в интерпретации пережиточных явлений, автор сопоставляет этнографические сведения с фольклором, с обычаями и верованиями других, главным образом, кавказских народов, привлекает литературные, архивные данные, связанные с общественными отношениями и идеологией глубокой древности. 

Первая глава является как бы введением к описанию календарных обычаев и обрядов, содержит материал по вайнахским традиционным способам исчисления времени. Простейшие календаря (узелки « зарубки). Более сложные календарные системы — лунный, где сутки согласуются с месяцем лунно-солнечная, в которой сутки и месяц согласуются с годом; солнечная, когда согласуются год и сутки. По мере развития производящих  форм хозяйства, лунные календаря уступили место лунно-солнечным и солнечным» в которых учитывается система времен года. К наиболее известным солнечным календарям относится древнеегипетский (IV в. до н.э.) Солнечным является и современный международный календарь, в основе которого лежит юлианский (46 г. до н. э.). 

Традиционные представления, как «чилла», «бардал 1аззи», «1айб1аьсти къастар», «ц1е-к1ега» и другие автор подвергает серьезному анализу, воспроизводит народные названия месяцев, которые отражают хозяйст­венные занятия чеченцев и ингушей; например, «мангал бутт» - месяц покоса, «ассар бутт» — месяц прополки и т. д.. 

Следующие три главы посвящены описанию и, по мере возможности, объяснению автором календарных праздников и связанных с ними обычаев» и обрядов, своими корнями уходящих в древность и отражающих многовековой опыт народа в земледелии и скотоводстве. Применительно к местным условиям, В своих основных чертах они сложились относительно раньше того периода» когда среди вайиахов стали распространяться идея монотеистических религии — христианства и ислама. В силу этого, в них большую роль играет первобытные языческие верования, связанные с обожествлением природы, стихийных сил. А христианство и ислам наложили на них свой отпечаток. Напластование этих религий во многом изменили их ре­альное содержание, обусловленное хозяйственной деятельностью и отвечающее практическим нуждам наро­да. Наряду с этим, календарная обрядность древних вайнахов в основном носила магический характер. Их бессилие перед различными природными явлениями, при­водившими к гибели урожая, падежу скота и другим народным бедствиям, вызывали к жизни соответствующие магические обряды. Они были связаны с заботой о плодородии полей, приплоде скота. 

В календарных праздниках в обрядах 3. А. Мадаева раскрывает духовное богатство чеченцев и ингушей, их лучшие нравственные качества, способствующие психологической разрядке, удовлетворяющие их эстетические потребности, способствующие физическому воспитанию молодежи, развитию народного творчества.

В книге на огромном фактическом материале наглядно продемонстрирована последовательность годового цикла обрядов и праздников, которые определялись ритмами сельскохозяйственного труда вайнахов (здание весенние, летне-осенние праздники). Вырисовывается четкая, картина календарных обычаев чеченцев и ингушей, показаны особенно­сти, присущие разным райо­нам  проживания вайнахов. 

Рассмотрение всего комплекса праздников и обрядов раскрывает те аспекты протекания времени, которые часто ускользают от внимания современного вайнаха. Умело, показано циклическое чередование сезонов - природных, аграрных и праздничных. Таким образом, значительный интерес представляет то, что 3. А. Мадаева впервые сумела воссоздать годичный цикл календарных праздников, обычаев и обрядов хозяйственных занятий Автором делятся все праздники на зимние, весенние, летне-осенние.

Такие зимние праздники, как праздник зимнего солнцестояния, Новый год, Oг1ой и другие были направлены на успешную подготовку к хозяйственному году. Праздник весеннего равноденствия и выхода плуга, праздник » честь божества Тушоли и Сели и другое были связаны с непосредственным проведением полевых работ  должны были способствовать лучшему произрастанию урожая и сохранению скота.

Праздник  летнего солнцестояния, обряды вызывания дождя и солнца, праздники, связанные с на­чалом уборки урожая и сенокоса, обычаи и обряды, связанные с животноводческим бытом, были направлены на то, чтобы сохранить посевы сельскохозяйственных культур, обеспечить их выз­ревание, успешную уборку и т. д,

В книге много конкретных сведений, которые показывают разнообразие магических  приемов, в прошлом соблюдавшихся чеченцами и ингушами. Магическими предписаниями и запретами были насыщены действия охотников. К различным магическим  средствам прибегали и для защиты домашнего скота от волков, болезней, сглаза. Магические действия, направленные на обеспечение благополучия в доме, в основном были приурочены к Новому году.

Завершается    работа  главой о новых трудовых праздников  в быту вайнахов частично на базе традиционных и принципиально новых элементов  возникших в новой советской действительности.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"