Мультипортал о Чеченской Республике

«Совдат и Дауд» – нестареющая драма о любви и ненависти


Просмотров: 5 080Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Суровы законы гор, но призваны они защитить жизнь человека, его честь и достоинство. Потому и непонятно, почему именно эти законы становятся причиной несчастий, несправедливых гонений, почвой для клеветы? Может, объяснение в вечном противоборстве добра и зла, где каждая из сторон, ссылаясь на одни и те же принципы, но используя совершенно разные методы, стремится к верховенству? Или в чем-то другом?
Такими вопросами задается зритель во время спектакля «Совдат и Дауд» по пьесе А. Хамидова, поставленного народным артистом РФ, главным режиссером Чеченского драматического театра им. Х. Нурадилова Русланом Хакишевым.

События давно минувших дней из жизни наших прапрадедов или, как принято было уточнять – дореволюционной жизни, где неукоснительно соблюдались законы адата, где за лишение жизни человека неизбежна была суровая кара кровной мести…
…Любовь и подлость, ненависть и великодушие, жестокость и милосердие… – зрители сразу же подпадают под власть нешуточных страстей на сцене.

Мало кто не знаком с сюжетом этой незатейливой истории. Красавица Совдат – единственная дочь, которую отец растит без матери, без братьев. Ее возлюбленный Дауд, преследуемый кровниками, вынужденный расплатиться жизнью за убийство, совершенное когда-то его отцом. Умалт, воспылавший страстью к Совдат, и решивший обманным путем, оклеветав девушку, жениться на ней. Для достижения своей цели ему нужно избавиться от Дауда. И он - с одной стороны, с лицемерным радушием убеждает Дауда в отсутствии опасности для него, с другой – подзадоривает кровников, преследующих молодого человека. Мольбы и клятвы Совдат о ее невиновности мало кого трогают: представители местной власти, а вслед за ними и большинство простых людей признают правду за Умалтом (он ведь богатый и уважаемый!)

…Удивительное отношение к женщине, оберегаемой чеченцами, как святыня, жизнь которой ценится вдвое выше жизни мужчины (в случае кровной мести), но голос которой не всегда бывает услышан. Это отношение через века, с некоторыми оговорками и отступлениями дошло и до наших дней – не зря так волнуется зал во время этой сцены.
Ну что тут скажешь, кроме известной, тоже ставшей классической, фразы: «Классика всегда современна».

Пьеса «Совдат и Дауд» была современна и в середине 40-х прошлого столетия, когда, собственно, и вышла она (1943 г.) в свете требований советской политики, которая стремилась нивелировать особенности национальных обычаев, разоблачить религиозную философию в лице не самых добросовестных людей. (Но народ в своей основе, как и сам автор пьесы, мудр, и, осуждая отдельные моменты и отдельные личности, умел сохранять и строгость, и красоту многих традиций).

Пьеса современна и сейчас, когда под влиянием различных факторов, в том числе и глобализации, теряется национальная индивидуальность и настало время обратиться к истокам.
Эта пьеса всегда будет современна потому, что она о любви. О любви взаимной, а значит счастливой, несмотря на все трудности, выпадающие на ее долю. О любви неразделенной (такой вот извечный треугольник) и, может быть, по-своему правой.

Она современна еще и потому, что истина во все времена – одна. Одна и ложь, только рядится в разные одежды. И от того, что должности стали называться иначе или костюмы другие – ничего не изменилось. Не все ль равно – классовость или клановость, партийная номенклатура или олигархия? Разве же не все так же продается и покупается любовь, неважно, за деньги или используя шантаж? Разве же не поклоняются толстосумам независимо от их морального облика? Разве ж не всегда прав тот, у кого больше прав?
…Центральная тема драмы – тема кровной мести.

В обществе это явление вновь приобрело актуальность после разгула 90-х годов, в период, когда произошел новый виток переоценки ценностей, и последовавшего за ним хаоса.
Обычай кровной мести (несмотря ни на что, позволяющий определять жизнь, как высшую ценность, данную Богом и принадлежащую Богу), можно все-таки считать одним из самых сдерживающих факторов в конфликтных ситуациях. Но насколько безошибочен механизм его правосудия, насколько пропорциональны мера наказания и мотивация, причины преступления и пр.пр.пр.? Вряд ли есть необходимость пытаться ответить на эти вопросы в одном конкретном произведении.

Задача художника – обозначить их, приглашая общество к размышлению. Руслан Хакишев же, в свою очередь, считается режиссером, чутко ощущающим время, его пульс и зачастую предвосхищающим своими постановками многие события. (Спектакль «Нигат» и др.).

Так что, если классика всегда современна, то спектакли Хакишева всегда своевременны.
В данном контексте интересна ремарка: руководством республики несколько месяцев назад создана комиссия по примирению кровников, на счету которой уже десятки успешно разрешенных ситуаций.

Одним из самых ярких и эмоциональных действий в спектакле является ритуал прощения кровника. Эта потрясающая по своей внутренней энергетике и внешней динамике сцена доводит напряжение в зале до высшего накала. Едва ли она менее потрясающа в жизни, потому как режиссер Р. Хакишев с точностью до деталей воспроизвел этот древний ритуал. Но искусство, сужая пространство в пределах театральных подмостков, при помощи световых и музыкальных эффектов выявляя важное и погружая во мрак второстепенное, – выкристаллизовывает каждое слово, каждый жест и, тем самым, подводит зрителя к конкретному мнению. Такова сила искусства.

В успехе любого спектакля немаловажно правильное назначение актеров на роли. В этом смысле удачным можно считать, на наш взгляд, выбор на роль Дауда народного артиста ЧР Хамзата Кутаева.

Мягкий голос, правильные черты лица выдают в его персонаже не озлобленного героя-абрека, а честного малого, который мечтает о спокойной мирной жизни, что, в общем-то, вписывается в идейную направленность пьесы.

А прекрасные вокальные данные актера, песни в его исполнении придают этому образу еще большую романтичность и душевность.

Весь спектакль выдержан в патетическом тоне, что продиктовано и темой, и выбранной эпохой. При этом совсем не патетически, но вполне органично – как соло флейты в оркестр, – вливается в этот фон партия Совдат (заслуженная артистка ЧР Асет Муртазалиева). Звучит эта флейта на высокой ноте – уверенно и сильно, поскольку героиня защищает не только свою честь, не только свои чувства, но и честь другого человека. И, в отличие от образов в постановках прошлых лет (драма ставилась в театре в 1959, 1969, 1988 гг.), тоже не без блеска сыгранных артистками Т. Алиевой, Х. Хакишевой, З. Багаловой, – Совдат в игре нынешней ее исполнительницы Асет Муртазалиевой подана в несколько ином ракурсе. Несмотря на все отчаяние героини, в ее голосе отсутствует слезливое смирение перед судьбой, потому что она борется за свою Любовь. Нет ничего выше традиций, но и выше любви ничего нет. Кровная месть и любовь – понятия равновеликие…

Может, потому наши старики еще во времена Кавказской войны, отвергая законы имама Шамиля, заявили (рискуя при этом своей жизнью), что браки чеченцев должны заключаться по любви. И, кроме всепоглощающей силы любви, упорство, мужество, с которым герои драмы Совдат и Дауд отстаивают свою честь, свое право на жизнь, объясняется их надеждой на здравый рассудок окружающих их людей, верой в здравый смысл, заложенный в народные традиции. «Мужество, как любовь, - говорил Б. Наполеон, - его питает надежда».
Надежда питает и поступки Умалта (заслуженный артист РСФСР Д. Омаев). В его случае - надежда на богатство («Ма ницкъ болуш х1ума юк-кх ахча. Иза шена хилийта х1уа дан мегар ду»), и надежда на преданность Совдат: «Зачем тебе эта опасная, скитальческая жизнь с Даудом?!»

Есть ли в этих его словах хоть искра сострадания к ее судьбе, надежда на ее любовь?
…Вопросы вечные, как жизнь. Вечные, как вечен кругооборот луны и солнца. …Огромный диск на стене в глубине сцены. Свет солнца в нем переходит ночью в тоскливое сияние полной луны…

…Символическая арка в восточном стиле, перекинутая почти через всю сцену, указывает на место событий – Кавказ. Но чувства человеческие одинаковы, независимо от географии. Как, к примеру, любовь каждого человека к родному языку. Словно музыкой упивается зритель красотой чистой литературной речи, звучащей со сцены, богатой различными эпитетами, оригинальными сравнениями (недаром премьера спектакля в прошедшем театральном сезоне была приурочена ко Дню чеченского языка); наслаждается колоритом национальных костюмов.

Спектакль получился ярким и, хоть и выдержанным в строгих тонах, зрелищным.
С благодарностью хочется отметить замечательную игру всех актеров, занятых в спектакле. В том числе, в второстепенных ролях и массовых сценах: Хьесамик – У. Зубайраев (народный артист ЧР), Къах1им – А. Джамаев (народный артист ЧР), юьрта да – С. Докаев (заслуженный работник культуры), хьажа – Х. Исраилов (народный артист ЧР), юьртхо – М. Джандаров (народный артист ЧР) и другие.

Трогателен и трагичен образ Аьрсмика – отца Совдат – в исполнении народного артиста ЧР А. Марисултанова. Несчастный, он обуреваем противоречивыми чувствами – любовью к дочери и гневом из-за поступка, якобы, ею совершенного. Мужественен и благороден Супа, родственник Совдат – народный артист М. Давлетмирзаев. Убедительна игра молодых актеров, сыгравших врагов Дауда: Ислангириева Апти (Муса), Темишева Султана (Хамид).

Удачным можно считать дебют подающего надежды молодого актера Ахмеда Вараева (Цокар).
Глядя же на пройдоху и пьяницу Жабала, не без изящества сыгранного Мовсаром Атаевым (заслуженный артист ЧР), на прочих подхалимов и лицемеров, так и хочется сказать, что это не типичные герои, нетипические проявления в характере чеченцев, хотя бы потому, что у пьесы относительно счастливый конец – добро побеждает зло.

В этом тоже одно из проявлений искусства – благородство.

Роза Цакаева

Источник: www.vesti-respubliki.ru

checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Смотреть все новости

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ

Вайчат

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"