Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

П. Захаров. Академик из чеченцев времен Кавказской войны.


Просмотров: 6 336Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
П. Захаров. Академик из чеченцев времен Кавказской войны.

С.В. Павлюк, декан факультета среднего профессионального образования ИМСИТа

Несомненно, что в лице П.З. Захарова русская школа имела большую художественную силу, и можно только удивляться, почему он остался малоизвестен большой публике, а его биография – так тесно связанная с выдающимися людьми и событиями того времени и касающаяся нашего – остается неизвестной даже в общих чертах. «Чеченец» и ничего более.
Ф.М. Уманец 

Петр Захарович Захаров занял достойное место среди русских художников-портретистов XIX в. В государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в государственном музее А.С. Пушкина в Москве представлены работы Петра Захарова. В 1836 г. М.И. Скотти создал парный портрет «Армянин Н. Нерсесов и чеченец Петр Захаров», итальянский карандаш, акварель.


Кандидат искусствоведения Н.Ш. Шабаньянц на протяжении многих лет вел поиск по разысканию картин чеченского художника, воссоздал его облик как человека и художника .


…Литературоведы не поставили точку в споре: кто послужил прототипом Мцыри? По версии П. Висковатого, основанной на рассказе А.П. Шан-Гирея, Лермонтов в 1937 г., проезжая по Старой грузинской дороге, наткнулся в окрестностях Мцхеты на монаха, который рассказал историю о маленьком пленнике, воспитаннике генерала. Помните, у М.Ю. Лермонтова?

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести.

Литературоведам пришлось провести большую исследовательскую работу, чтобы разглядеть реальную фигуру, которая стояла за именем Мцыри. Н.М. Молева считает: прототипом «Мцыри» был Петр Захаров; И. Андроников и А. Попов с этой версией не согласны… Автору статьи симпатична версия, по которой прототип «Мцыри» – П. Захаров. Данный факт подтверждает и эпиграф, который первоначально был у Лермонтова: «У каждого есть только одно отечество».


…Родился будущий художник в Чечне, в ауле Дады-Юрт в 1816 г. Через год началась Большая Кавказская война. Ситуация преддверия войны затрагивала интересы могущественных государств – Османской империи, Персии, Российской империи. Немаловажное место Кавказ занимал в восточной политике Англии и Франции. Кавказская война решала задачи присоединения земель, отделявших от России Грузию и Азербайджан, которые уже приняли русское подданство. Она завершилась присоединением к России всего Кавказа. Его народы были избавлены от порабощения восточной деспотией Ирана и Турции.


В то же время Кавказская война – война царизма против горцев Северного Кавказа. Царское правительство оправдывало свою политику на Кавказе тем, что несет его народам просвещение, культуру, покровительство и защиту.


В 1816 г. командиром Отдельного Грузинского корпуса и управляющим гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях был назначен генерал А.П. Ермолов. Перед ним – Чечня и Дагестан, на восток от Военно-Грузинской дороги, Кабарда и Закубанье – на запад. Ермолов начал с Чечни. В 1818 г. оттеснил чеченцев за реку Сунжу, и начал прорубать в лесах просеки, подводившие русские отряды к наиболее значительным поселениям.


Аул Дады-Юрт, где жил будущий чеченский художник, был процветающим притеречным аулом. Кто бывал в этих краях, знает, сколь щедра здесь земля, какими плодоносящими бывают сады.


А.П. Ермолов захватил аул. После ожесточенной битвы на краю обрыва солдаты наткнулись на умирающую женщину с раненым ребенком на груди. Мальчика подобрали, отдали для выхаживания казаку станицы Бороздиновской – Захару Недоносову. Он вел борьбу за спасение ребенка, проводил ночи у его постели. Поэтому и были даны имя и фамилия будущему художнику – Петр Захарович Захаров.


Когда мальчику исполнилось шесть лет, Ермолов отдал его на воспитание своему двоюродному брату – генералу, командовавшему в Грузии 3-й бригадой 21 пехотной дивизией П.Н. Ермолову. Петр Николаевич с любовью заботился о приемном сыне, дал хорошее образование и воспитание маленькому чеченцу.


Кавказская война завершилась в урочище Кбаадэ (ныне курортный поселок Красная Поляна). Наместник царя на Кавказе Великий князь Михаил провозгласил манифест о присоединении Западного Кавказа к России. Был торжественный парад русских войск, отслужен молебен…


Войска удалились. Остались изломанные судьбы. Как с одной, так и с другой стороны…


В биографии Захарова есть белые пятна, которые иногда занимают по нескольку лет его жизни. До сих пор неизвестно – да уж, наверное, и никогда не станет известным – его настоящие имя и фамилия. Сохранилась только легенда:


У П. Захарова были сестры. Старшая, оставшаяся в живых в числе 140 женщин и детей после разгрома аула Дады-Юрт, знала: брата взяли в плен и увезли – или в Москву, или в Петербург. Стала взрослой… И перед самым замужеством, сказала жениху: «Я выйду за тебя тогда, когда ты найдешь моего брата и привезешь его в наш аул…». Вспомним Лермонтова:

А мой отец? Он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелею моей…

Молодой горец дал невесте клятву и пустился в путь. Он нашел ее брата, вместе с ним вернулся в Дады-Юрт. Старики спросили девушку: «Откуда тебе известно, что именно он твой брат?» Она им сказала: «Однажды, когда он был совсем малышом, я его нянчила и нечаянно выпустила из рук. Он упал на землю, зацепил лежавшую косу, и у правой лопатки поранил спину. Если это мой брат, на его спине должен быть шрам». Через переводчика юношу попросили поднять рубашку. Под правой лопаткой был продолговатый шрам. Сестра бросилась к брату…


Легенда? Быль? Многие литературоведы назвали поэму «Мцыри» «грузинским фольклором».


Взять на воспитание осиротевших детей – случаи по тем временам типичные.


Известна история с Александром Александровичем Бестужевым – участником декабристского восстания. В отличие от Трубецкого, который отсиживался дома в разгар восстания, А. Бестужев шел во главе колонны Московского полка и, размахивая саблей, поощрял солдат. С твердостью он вел себя и на Сенатской площади. Не казнили Бестужева только потому, что он явился с повинной. Был сослан в Сибирь. А в 1829 г. переведен рядовым в отдельный Кавказский корпус. Здесь он взял из разоренного аула маленькую тавлинскую девочку – приютил, воспитывал как родную.

Бестужев был одним из образованнейших людей своего времени. На Кавказе в нем проснулся писатель. Здесь им были созданы «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», «Кавказские очерки»… То не были исторические книги – мы и поныне воспринимаем их как художественные произведения, которые воспевают природу Кавказа, горские обычаи, знакомят с горскими легендами, с сильными характерами. Слава писателя Марлинского (псевдоним Бестужева) не уступала в те годы славе Пушкина. Оба стояли у истоков великой русской прозы, великого русского реализма.


За 170 лет, прошедших со дня смерти А.А. Бестужева (1797–1837 гг.), литературные критики нашли много совпадений мотивов, интонаций у Бестужева-Марлинского («Испытание, «Аммалат-Бек», «Страшное гадание»), Пушкина («Кавказский пленник», «Выстрел», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»), Лермонтова («Дума», «Маскарад», «Герой нашего времени»), Гоголя («Невский проспект», «Тарас Бульба»), Тургенева («Бежин луг» и другие произведения). А ведь они написаны значительно позже книг Бестужева-Марлинского .
У Марлинского есть мимолетное рассуждение о тройке, о быстрой езде, которую любят русские, есть стихи со строкой: «Белеет парус одинокий»…
Бестужев не мог забыть унижения, которому его подвергли после декабристского восстания. Оказавшись в положении политического преступника, для которого были закрыты пути в то общество, в котором он ранее жил, Бестужев хотя и сумел вернуть себе офицерские эполеты, но вернуть прежнее место в жизни не мог. Стал искать смерти на поле боя. И нашел...


Бестужев-Марлинский погиб при высадке десанта у мыса Адлер. В Бестужевском сквере, заложенном в 1913 г. на месте форта Святого Духа, установлен ему скромный памятник – барельеф со строкой Пушкина: «И на обломках самовластья напишут наши имена».


Говорят, Бестужев приютил сиротку из-за одиночества. Ермолов одиночеством не страдал. У него была большая семья, семеро любимых детей… Но в его сердце нашлось местечко и для маленького чеченского мальчика, которого он искренне любил, называл «мой Петруша», «мой чеченец», сумел рассмотреть в нем талант художника.
В 1926 г. Ермолов обратился к президенту Петербургской Академии художеств А.Н. Оленину с просьбой принять 10-летнего Петрушу на обучение. Оленин согласие дал, но посоветовал вначале определить мальчика на обучение живописцу. Шесть лет обучался молодой художник портретной живописи у Льва Александровича Волкова, вскоре и сам стал создавать произведения. А в академию его не принимали. Петр Николаевич, видя рвение и талант мальчика, настойчиво искал через друзей пути определения его в академию. И только в 1833 г., блестяще сдав экзамены, Петр Захаров был зачислен посторонним учеником Петербургской Академии художеств. Было ему 17 лет. Начались годы учебы молодого горца из далекого кавказского аула.


Академия художеств была первым русским учебным заведением, призванным готовить российских изящных дел мастеров взамен иностранных, заполонивших Российскую империю. С идеей учреждения академии выступил видный елизаветинский вельможа Иван Иванович Шувалов – соученик Суворова, друг и покровитель Ломоносова, радевший о плодах просвещения в России. Он вошел в Сенат с предложением о создании Академии художеств, «которой плоды, когда приведется в состояние, не только будут славою здешней империи, но и великою пользою партикулярным работам, за которые иностранные (мастера – С.П.) посредственного звания, получая великие деньги, обоготясь, возвращаются, не оставя ни одного ни в каком художестве, который бы умел что делать».


Постановлением Правительствующего Сената от 6 ноября 1757 г. академия была создана. В 2007 г. ей исполнится 250 лет. Академия воспитала плеяду отечественных мастеров, гордость русского искусства зодчих Баженова, Старова, ваятелей Шубина, Козловского, Мартоса, живописцев Рокотова, Кипренского, Щедрина, Брюллова, Иванова, Крамского, Репина, Сурикова…


Благодаря энергии Шувалова, академия уже в 1758 г. набрала слушателей среди учеников гимназии при Московском университете, имевших успехи в изящных искусствах. Шувалову пришлось по одному выискивать способных к художествам юношей.


Такая практика не могла обеспечить постоянный набор слушателей в академию, и возникла идея создания Воспитательного училища, призванного наряду с общеобразовательными предметами давать художественные навыки учащимся – для дальнейшего их развития в академии.


Немаловажная роль в становлении академии принадлежала возникшему в 1820 г. «Обществу поощрения художников». А.И. Зауэрвельд – профессор академии, специалист по батальной живописи, у которого учились П.А. Федотов и Петр Захаров, так отзывался об Обществе: «Оно есть оппозиция Академии художеств или, может быть, только одному его президенту». Цель Общества – поддержка отдельных художников, пропаганда живописи и скульптуры. Помогало Общество и Петру Захарову.


Годы учебы Захарова пришлись на время, когда президентом академии стал А.Н. Оленин. Эти годы были отмечены кардинальными реформами, и в их проведении немаловажную роль сыграла личная инициатива президента. Его прямая заслуга – полное переоборудование классов и мастерских сообразно с требованиями современной методики, улучшение постановки преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, участие в пересмотре методики обучения рисунку, живописи на научной основе.


А.Н. Оленин, однако, неукоснительно проводил в жизнь устав академии, согласно которому в нее запрещалось принимать крепостных. «Истинным, обществу полезным художником, без доброго поведения, благородного любочестия быть никак не может… Гнусные самые пороки общества принадлежат холопскому, или рабскому, состоянию, в котором они получаются, так сказать, в наследство, а потому тесное сообщение сего рода людей и равенство оных в воспитании с юношами свободного состояния более приносят общего вреда, нежели пользы», – утверждал президент.


Сколько же упорства и настойчивости потребовалось Ермолову, чтобы в сложившейся ситуации его воспитанника приняли в Академию художеств!
Н.Ш. Шабаньянц обнаружил в Санкт-Петербургском архиве сведения о Петре Захарове: молодой художник учился отлично и за значительные успехи был принят на содержание в Общество поощрения художников. Как воспитанник этого общества, он получает право на копирование картин мастеров, написание перспективных видов комнат в Эрмитаже. Захаров упорно совершенствует мастерство, изучает классические произведения. Его работы получают лестную оценку критиков, некоторые отмечены денежными премиями, серебряными медалями.


В 1836, через три года учебы, Петр Захаров успешно заканчивает академию, вместе с аттестатом получает права почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Мастерство портретиста Захарова совершенствуется с каждой новой работой. Художник дает частные уроки, исполняет заказные портреты. Петру Захарову со стороны Ермолова оказывалась и моральная, и материальная поддержка – вплоть до поисков для него заказов. Захаров ценил все сделанное для него, платил ответной любовью; она – во всех его письмах.


Был он влюблен в девушку Глафиру – дочь своего первого учителя Л.А. Волкова, который готовил его в академию. Захаров просит руки его дочери… Отец не только не разрешил свадьбы, но и отправил дочь к родственникам на Кавказ, с угрозой «выдать ее там замуж за первого встречного». Первым встречным оказался военный А.А. Бертье де ля Гард – сын французского эмигранта, племянника наполеоновского маршала.


Известный русский педагог А.Д. Галахов, который дружил с Грановским, Тургеневым и другими передовыми людьми, в письме Ларисе Львовне Волковой – сестре Глафиры Львовны – писал из Москвы на Кавказ: «Случалось мне зайти к батюшке и матушке. Глаза мои падают на знакомый тебе портрет девушки с опущенными взорами и с кольцом в руке – и я не могу отвести глаз от этого образа ангельской красоты и миловидности, и очень ясно понимаю, что Захаров был не только живописец, но и поэт, не только поэт, но и влюбленный в Глашу…» .


Сырой холодный Петербург, материальные лишения подрывают здоровье художника. Чахотка... Врачи рекомендуют поменять климат, и Захаров уезжает в Москву, к своему воспитателю.


Он стал известным портретистом. Его заказчики – знаменитости. В его наследии – галерея портретов выдающихся людей. Писатель Муравьев… Групповой портрет детей П. Ермолова… Государь император… Н.Ш. Шабаньянц, занимаясь разысканием портретов кисти Захарова, находил их в частных коллекциях, антикварных магазинах.
В 1842 г. Захаров обращается в академию с просьбой: «…удостоить меня для получения звания Академика». Он получил программу: написать поясной портрет генерала от артиллерии А.П. Ермолова. Во второй половине сорок третьего года портрет был отправлен в академию.
Это – одно из самых значительных произведений художника. Одаренный мастер, в 27 лет он получил звание академика, создав портрет, который вошел в сокровищницу русской культуры.


«Почти в рост портрет А.П. Ермолова очень сложен по композиции, интересен по замыслу и блестящ по технике и колористическому исполнению. Горные вершины Кавказа на фоне грозового и непокорного неба воскрешают время, обстановку и атмосферу бурных годов Кавказской войны. В этот фон органически вписан герой войны с Наполеоном, человек сильной воли и большой внутренней жизни. Внутренняя собранность боевого генерала говорит об энергичном и решительном характере этого военачальника и о большом пройденном им пути… Этим произведением, как подлинной живописью, художник умело схватил и передал суть жизненной правды отставного генерала» .
О том, каковы были терзания и творческие искания, говорит знаменитый воинственный автопортрет, созданный вслед за первым. Петр Захаров изобразил себя в мохнатой горской шапке, в бурке, с ружьем, перекинутым через плечо… Одежда, которую он никогда не носил, но по которой тосковал. Искусствоведы отмечают гиперактивный нос на автопортрете, трактуют его как сарказм. Вызов обществу за свою судьбу?.. Как было сердцу не разорваться надвое: с одной стороны, по вине этих людей он остался сиротой, лишился крова, родной земли, с другой – именно они создали его таким, кем он стал…


Хотя Петр Захарович Захаров с ранних лет жил в русской семье, не забывал он своих корней и всегда с любовью вспоминал о своем народе… И все портреты свои подписывал так: «П.З. Захаров – чеченец». Или: П.З. Захаров, из чеченцев». И даже групповой семейный портрет подписал: «Захаров, чеченец из Дады-Юрта».
Живя в Москве, он вращается в кругу передовых людей. Они стали предпосылкой создания портретов государственных деятелей, представителей высшего общества. Среди них – портрет А.В. Алябьевой, в замужестве Киреевой, написанный в 1844 г. Автор создал одухотворенный образ молодой светской львицы. Ее красоту воспевал А.С. Пушкин еще в 1830 г. в послании «К вельможе».


Художник тонко оттенил грани ее характера, подчеркнул и красоту, и опасность возможного обмана. Платье ее – гамма бордовых и красных тонов, нежен мех.
В том же году Захаров пишет портрет доктора Ф.И. Иноземцева; известного хирурга И.П. Постникова, брата жены художника; портрет профессора всеобщей истории Московского университета, ученого с мировым именем Т.Н. Грановского; президента Петербургской академии художеств герцога Максимилиана Лейхтенбергского.


Много загадок связано с жизнью и творчеством Захарова. Не одно поколение исследователей бьется над тем, чтобы доказать, кто же автор блестящего портрета Лермонтова – до сих пор работа значится как написанная Ф.О. Будкиным, а в скобках: (П. Захаров?). Современники считали: образ поэта здесь наиболее точно аккумулирует черты и характер Лермонтова. Он изображен в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка… Н. Шабаньянц уверен: портрет написан Петром Захаровым .


В последние годы жизни болезнь приковала П. Захарова к постели. Доктора признали чахотку. Он делает все, чтоб восстановить здоровье.


14 января 1846 г. принимает решение вступить в брак с А.П. Постниковой. В Центральном Государственном архиве в Москве хранится документ о бракосочетании: жених – Имперской Академии художник Петр Захаров, господин Захаров, православного вероисповедания, первым браком; невеста – вдова штаб-лекаря Александра Петровна, госпожа Машковцева, православного вероисповедания, вторым браком.


После бракосочетания здоровье обоих не улучшается. Первой от чахотки умерла А.П. Постникова. Петр Захарович Захаров умер от чахотки в середине 1846 г., тридцати лет от роду, в расцвете творческих сил. Погребен рядом с супругой.


…В 2006 г. исполнилось 190 лет со дня рождения П. Захарова, 160 лет со дня его смерти. Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств носил имя Петра Захарова.


История создания Чечено-Ингушского музея не отличается от создания других республиканских музеев. Собрание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства складывалось в 1920–1950 годы – за счет работ из фондов центральных российских музеев – Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. С учетом роли Грозного в культурной жизни Северного Кавказа в число переданных картин и рисунков включались произведения, тематически связанные с Кавказом; или созданные художниками – уроженцами Кавказа. Особый интерес вызывали большие полотна «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года», «Смерть генерала Слепцова». Это – работы знаменитого баталиста Ф.А. Рубо, создателя Севастопольской и Бородинской панорам; они были исполнены в 1885–1895 гг. по заказу для Храма Славы Тифлисского военно-исторического музея.


В 1929 г. Третьяковская галерея передала Чечено-Ингушскому музею «Автопортрет в бурке».


К 1990 г. в музее насчитывалось около 3000 произведений искусства. Среди них картины Петра Захарова – портрет президента Академии художеств герцога М. Лейхтенбергского, акварельные портреты А.П. Постниковой (будущей жены художника), композитора П.П. Булахова.


Воинственный автопортрет Петра Захарова и некоторые другие произведения искусства, находящиеся в музее Грозного, уцелели и во время бомбежек города, и во времена вандализма боевиков, нанесших огромный ущерб художественно-историческому наследию чеченцев, ингушей и всей России.


Среди специалистов МЧС были и работники Третьяковской галереи, реставраторы, спасавшие шедевры живописи и графики. Наиболее пострадавшие и нуждавшиеся в срочной реставрации 60 картин отправили в Москву, остальные передали представителям чеченской власти. Среди них и картина Ф.А. Рубо «Взятие аула Гуниб». В 2000 г. при попытке контрабандного вывоза за пределы РФ органами Федеральной службы безопасности эта картина была изъята на таможне. В последующие годы усилиями Департамента по сохранности культурных ценностей Министерства культуры РФ были сняты с аукциона «Sotheby and C» в Лондоне несколько картин из музея.


Произведения, отправленные в Москву, поступили на реставрацию в научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря, в котором ведутся сложные работы по реставрации. Поиски похищенного не прекращаются. Хочется надеяться, что музей изобразительного искусства в Грозном будет восстановлен.


Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Юга России», 2007 год, февраль, г. Краснодар




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"