Астрофизики нашли сверхмассивные черные дыры в центре ближайшего квазара

Астрофизики нашли сверхмассивные черные дыры в центре ближайшего квазараАстрономы, используя космический телескоп НАСА «Хаббл», обнаружили, что карликовая галактика Маркарян 231 (Mrk 231), ближайший к Земле квазар, питается от двух черных дыр, вращающихся друг вокруг друга.
Открытие предполагает, что квазары – яркие ядра активных галактик – могут скрывать две центральных сверхмассивных черные дыры, попавших на орбиту друг друга в результате слияния двух галактик. Двигаясь по общей орбите, подобно кружащейся паре фигуристов, эта пара генерирует гигантские количества энергии, заставляющие ядро галактики светиться ярче, чем все миллиарды населяющих ее звезд вместе взятые.
Новое исследование, возглавляемое Йочжуном Лю (Youjun Lu) из Национальной астрономической обсерватории Китая, Китайской академии наук, задействовавшее данные наблюдений галактики Mrk 231 в ультрафиолетовом диапазоне из архива «Хаббла», обнаружило неожиданное отсутствие ультрафиолетового излучения близ самого центра галактики, там, где должен располагаться внутренний край аккреционного диска центральной черной дыры.
Единственное разумное объяснение этого факта состояло в том, что в центре галактики Mrk 231 лежит не одна, а сразу две черные дыры, одна из которых, двигаясь по орбите вокруг второй черной дыры, являющейся более массивной, расчищает внутренний край общего аккреционного диска двойной системы, расширяя таким образом центральную, темную часть галактического диска.
Масса более крупной из двух центральных черных дыр галактики Mrk 231 составляет 150 миллионов масс Солнца, а ее компаньона – 4 миллиона. Пара совершает один полный оборот по общей орбите за 1,2 года.
Mrk 231 находится в 600 миллионах световых лет от Земли.