Ученые связали возникновение жизни на Земле с планетами-гигантами

Ученые придерживаются того суждения, что сильновытянутые траектории нескольких гигантских планет могут изменить орбиты допустимо обитаемых скалистых планет.

Астрономы из Лундского университета (Швеция) назвали условия на существование экзопланет-гигантов, выполнение которых обеспечит выживаемость землеподобных небесных тел, информирует Хроника.инфо со ссылкой на Лента.ру.

Исследование опубликовано на сайте arXiv.org.

Ученые придерживаются того мнения, что сильновытянутые траектории нескольких гигантских планет могут изменить орбиты потенциально обитаемых скалистых планет. В своем исследовании астрономы перечислили условия для этого.

Наиболее стабильной является система из четырех экзопланет-гигантов разной массы. Пример ее можно наблюдать в Солнечной системе, в которой Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун находятся в устойчивом состоянии и не возмущают планеты земной группы.

Если гигантов три, то система оказывается динамически неустойчивой. Это приводит к тому, что крупные экзопланеты могут возмутить орбиты движения землеподобных небесных тел и, как следствие, сделать условия на них непригодными для жизни.

Моделирование показало, что экзопланеты-гиганты, траектории которых имеют эксцентриситет (параметр вытянутости траектории) больше 0,4, присутствуют как правило лишь в системах с тремя крупными планетами, в которых наличие внутренних скалистых небесных тел маловероятно.

Если вокруг солнцеподобной звезды вращается гигант с большой полуосью, равной пяти астрономическим единицам, и эксцентриситетом — 0,2, то вероятность возмущения им орбит планет в потенциально обитаемой зоне равна 50 процентам.

Увеличение большой полуоси и уменьшение эксцентриситета приводит к сокращению этого параметра и, как следствие, росту условий для зарождения жизни на потенциально пригодных для этого внутренних каменистых планетах.