Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Киностудия «Грозный-фильм» готовится к съемкам фильма «Хайбах».


Просмотров: 6 015Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Недавно мы узнали о том, что ООО «Киностудия «Грозный-фильм» имени Шейха Мансура» готовится к съемкам фильма «Хайбах». В республике трудно найти человека, который не слышал бы о трагических событиях у этого горного села. Все, что говорится о нем, вызывает у нас самое пристальное внимание, ибо это наша история, наша память, наша не преходящая боль… Узнать поподробнее об этой новости мы решили, как говорится, из первых уст. Наш собеседник – Руслан Коканаев, глава администрации ст. Шелкозаводской Шелковского района, по  совместительству – председатель совета учредителей киностудии «Грозный-фильм» имени  Шейха Мансура. Нас интересовал не только вопрос  о съемках фильма, но и то, как все начиналось.

 

- В принципе все началось с небольшой группы фанатов, которые загорелись идеей снимать кино, - говорит Руслан. – Все держалось на одном энтузиазме. Аппаратура была любительская, не профессиональная. Естественно, не было никаких финансовых подкреплений. Когда снимали первый фильм, мы собрались у нас, в Шелковском районе - поискать место, где можно  провести съемки. Нашли мы его в дельте реки Терек, - там, где мы граничим с  Дагестаном, - оно как нельзя лучше подходило для наших  съемок, - здесь мы снимали художественно-документальный фильм «Аух». Я помог ребятам разместиться, мы подобрали людей для эпизодов, для массовок. Процесс работы увлек нас, сотрудничество это у нас продолжилось, а потом пришла идея зарегистрировать свою киностудию и профессионально заниматься любимым делом. 

В группу входили Сулбан Хасимиков – у него прежде была своя киностудия в Гудермесе (правда, она занималась прокатом), Аслан Асакаев - молодой и очень перспективный парень (прежде он работал в Комитете Правительства ЧР по делам молодежи) и Руслан Коканаев, наш собеседник. В принципе, эти три человека и составляли основной костяк студии. Позднее к тройке присоединился четвертый – Ахъяд Занзариев. Они и стали учредителями этой киностудии: собрали необходимые документы, открыли счет в индустриальном банке. Так появилась первая Чеченская независимая коммерческая киностудия. Сулбан Хасимиков является ее генеральным директором, Руслан Коканаев, как мы уже знаем, председателем совета учредителей, Аслан - режиссером, а Ахъяд занимается хозяйственными вопросами.

- Специально киноискусству мы не учились, хотя никто из нас не исключает этого в будущем, - говорит Руслан. - А что касается того, профессионалы мы или нет… - принцип работы киностудии в основном заключается в организации работы того или иного проекта. Как правило, любая киностудия заключает контракты со специалистами в области режиссуры, подбирает сценарий, собирает специалистов и находит средства. Таким образом, создает необходимые условия для работы. Очень большое значение в подобных вопросах имеет душевный порыв, творческий потенциал. К тому же в киноискусстве очень много талантливых и известных людей, которые не имеют специального образования. А в мире очень много фильмов, которые снимали непрофессионалы. Причем, нередко это лучшие фильмы.

Когда он был в Москве и давал пресс-конференцию, ему задали вопрос о том, являются ли они профессионалами. На что он ответил: «Очень часто на всемирных кинофестивалях наши именитые российские режиссеры почему-то «пролетают», хотя институты и академии они заканчивали. Стало быть, не это во главе угла, а то, что в результате получилось, смогли авторы достучаться до сердец зрителей или нет». Впрочем, в настоящее время в проекте «Хайбах» будет работать опытный и известный в республике и за рубежом режиссер…

Руслан по образованию историк и юрист – он имеет два высших образования. Родовое село – Итум-Кали. С огромной любовью и уважением отзывается о родителях, о матери Петимат и отце Нохе (его уже нет среди нас – Дала гечдойла цунна!). Они были очень строгими, очень любящими и заботливыми родителями. Они всегда были для сына и снохи Седы примером, у которых теперь растут свои дети: Магомед, Муса, Хадишт, Иман.


Руслан – интереснейший собеседник, интеллигент и интеллектуал. Ему есть, что сказать, - и не только об истории и юриспруденции. Его высказывания о киноискусстве не оставляют сомнений в том, что он хорошо разбирается в его тонкостях, знает о его богатейших возможностях. Но движет им и его сподвижниками любовь к чеченской истории, чеченскому народу.

- У нас очень много героев, но они как бы преданы забвению, - делится он наболевшим. - Ведь кто делает из героев – героев? Зачастую и в большей мере – тот, кто расскажет о них. Сегодня скажут: кто сделает рекламу. Ведь в истории много героев, которые канули в лету и никому неизвестны только потому, что они не были раскручены, говоря современным языком. Поэтому мы исходили из того, что у нас полно этих сюжетов. Об этом вроде пишут в газетах и журналах, но снять кино, о котором можно было бы сказать, что это искусство, - такого пока не было. А мы хотим снять именно такое кино. Мы хотим показать, кто мы есть на самом деле, а не то, что про нас говорят. Исходя из этого, мы и будем работать.

- Как правило, киностудии привлекают операторов, костюмеров и т.д. - это уже техническая сторона дела: составляется и утверждается бюджет, составляются и оговариваются контракты, - продолжает Руслан. - Киностудия дает возможность привлекать специалистов, не обязательно, скажем, мне, являясь учредителем, быть специалистом. Я могу заключить контракт и привлечь хорошего режиссера, хорошего костюмера, бутафора, декоратора и других. Схема любой коммерческой киностудии такова. Потому это в принципе не важно, кто и что окончил, важна сама идея и то, насколько люди захвачены этой идеей. В принципе мы, не имея не только специальной подготовки, но и никакой финансовой подпитки, сняли художественно-документальный фильм «Аух». У профессионалов будет много замечаний по данной работе, в нем не все безупречно, остались какие-то вопросы неразрешенными, но если учитывать то, что фильм снимался на голом энтузиазме группы и при нулевом бюджете, то можно простить многое.

- Это был первый фильм студии?

- Да, первый. Потом при участии студии «Грозный-фильм» был снят фильм «Клинок предков», который скоро выйдет в эфир. И вот третья наша идея – художественный фильм «Хайбах». Думаю, все слышали об этой трагедии, когда во время выселения чеченцев из горных районов было заживо сожжено свыше 700 человек. Сравните и делайте выводы сами: весь мир говорит о Хатыни, где было сожжено 75 человек – хотя это тоже трагедия, и я ни в коем случае не хочу умалять размеров ее. Более того, знаю, что даже смерть одного человека – это уже трагедия, тем более через сожжение: наша религия вообще запрещает предавать огню что-либо живое, даже если это всего лишь какое-нибудь насекомое. Но подумайте о масштабах этой трагедии. И об этом нигде не сказано.

- И, что особенно горько, если в Хатыни людей сжигали гитлеровцы, завоеватели, то тут, в Хайбахе, эти несчастные стали жертвами своих же соотечественников, своей же, «родной» власти…

- Совершенно верно! По сути, они стали жертвами диктаторской машины, которая подминала под себя целые народы, уничтожала всякое инакомыслие. Машина, которая уничтожила огромное количество умных и талантливых людей, настоящих патриотов своей страны. Что до кинофильма – у нас уже написан сценарий, он написан в соавторстве с Сайд-Хамзатом Нунуевым, и сегодня, кстати, мы будем обсуждать вопрос о спонсорстве: Всемирная организация ЮНЕСКО предположительно готова софинансировать этот фильм. И еще мы ведем переговоры с Московским индустриальным банком, руководство которого с пониманием относится к нашей проблеме, и сегодня мы уже можем твердо сказать, что мы нашли поддержку со стороны управляющего МИБ А. Арсамакова. Спасибо ему, он настоящий патриот своего народа. Словом, бюджет фильма у нас расписан, сценарий находится в детальной проработке. Специфика кино предполагает свой особый процесс его детализации с глубоким анализом. В целом он нам очень нравится. В режиссерскую работу мы хотим пригласить и нашего Руслана Хакишева, и он об этом знает. Есть за границей ребята, которые заинтересованно относятся к тому, что мы делаем. Вот сегодня приехал из Голландии Керим Берсанов, тоже очень грамотный специалист в области кино. Он наш земляк, закончил Академию киноискусств, работал в Голливуде, имеет свои работы. Керим в курсе происходящего, я ему отправлял сценарий, он его заинтересовал. Еще одна приятная новость, в наш проект пришел Ислам Эльсанов. Он окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, является режиссером игрового кино.

Для меня принципиально важно, чтобы наши планы воплотились в жизнь, потому что уверен: если мы сами будем равнодушны к нашей истории, то другим и подавно не будет до этого дела. Что мне было очень приятно, много молодых людей изъявляет желание сниматься в кино, и в «Хайбахе», в частности. И я надеюсь, что наш фильм – первый полнометражный художественный фильм, будет соответствовать всем требованиям и будет интересен для зрителей. Мы не хотим, принципиально не хотим выпускать полуфабрикат. Мы лучше его вообще не сделаем. Да, у нас коммерческая студия, но в данном случае никаких коммерческих интересов у нас нет. Мы даже в банке сказали, мол, открывайте кредитную линию, мы берем столько денег, сколько хватит на съемки фильма. Если потом с проката что-то будет – мы заключим контракты на эксклюзивный прокат, закрепим авторские права на этот фильм и т.д. – все это мы сделаем, юридически оформим.

- Судя по всему, фильм будет востребован не только у нас...

- Ну, конечно! Во-первых, это первый чеченский полнометражный фильм. Во-вторых, такая тема. В-третьих, мы в резюме к фильму уже оговорили, что наш фильм в принципе не просто рассказ о трагедии Хайбаха, - это фильм-протест против диктата власти, когда люди превращаются в мелкие винтики, в бесправную серую массу, их можно сажать в тюрьмы, их можно сжигать, закапывать в снег и т.д. Когда государственный механизм превращается в эту машину, которая подминает под себя все, в том числе и людей, и идеологию, и религию - вот тогда нужно кричать: «Тревога!» Вот о чем этот фильм. Трагедия не только в Чечне была – многие народы прошли через это. Этот фильм против диктата, против режима, против чудовищного насилия. Есть люди, которым не нравится то, о чем мы говорим. Они ни перед чем не останавливаются. Сколько покушений было на тех, кто пытался повернуть нашу жизнь в созидательное русло! Во время одного из них погиб наш первый Президент А-Х. Кадыров. (К слову, на самого Руслана тоже не раз совершались покушения – У.И.). Но мы ведь чеченцы, мы не сломаемся.

- Тем более, что у нас были прекрасные примеры – такие, как Дзияудин Мальсагов – человек удивительной и трудной судьбы, несгибаемый борец за права и счастье своего народа. Ведь он первым заговорил о трагедии Хайбаха…

- У нас в сюжете есть случай, когда он вместе с капитаном Громовым пытается предотвратить трагедию. За это их арестовывают и уводят. Впоследствии они только чудом остаются в живых. Есть у нас и еще один эпизод, когда офицер перед строем стреляет в себя в знак протеста, когда Гвишиани отдает приказ поджечь конюшню и расстрелять людей. Этот случай в действительности был. И он не единичный. Были случаи, когда представители других национальностей в знак протеста из чувства солидарности ехали в ссылку. Борьба с геноцидом – это явление интернациональное.

- Судя по всему, у вас есть богатый документальный материал, раз вы так основательно подготовили сценарий…

- Да, и прежде всего, это книга «Хайбах», которую выпустила группа энтузиастов. Это, по сути дела, протоколы допросов, повествования очевидцев, такие, как пронзительный рассказ Саламата Гаева о том, как к берлоге, где их мать с детьми мал мала меньше пряталась от энкэвэдэшников, ночью подходит медведь, но, потоптавшись, уходит, - об этом бедной женщине поведали поутру следы на снегу, выпавшем ночью. Т.е. даже зверь как бы проявляет милосердие, которого лишены иные люди, вернее, нелюди. Есть в сюжете и эпизод о главвраче Урус-Мартановской райбольницы, русской по национальности, которая погибает, пытаясь спасти больных, которых приговорили к смерти работники НКВД. Сам сюжет разворачивается вокруг молодой влюбленной пары. Драма основана на воспоминаниях главной героини – Поллы, старой женщины, которая во время задушевного разговора со своим внуком случайно роняет взгляд на кружащего в небе орла, вид которого вызывает из ее памяти такую же картину, которую она видела когда-то еще будучи молодой девушкой, когда ее вывозили друзья-кунаки из горящего Хайбаха. Как похожи эти картины! И давно ли это было? – как будто вчера… Но как много всего происходит в ее жизни и в жизни ее народа в промежутке между этими двумя эпизодами! Сюжет, на мой взгляд, очень интересный. После завершения работы над ним мы проведем кастинг по отбору актеров и постараемся подойти к этому профессионально. В комиссии кастинга будут принимать участие и наши видные актеры, такие как М. Дудаев, Д. Амаев и другие видные деятели искусства, - говорит в заключение Руслан.

Итак, в принципе все готово к съемкам: сбор материала, встречи с нужными людьми, работа со сценарием.

Хочется верить, что великолепная команда патриотов-энтузиастов сможет довести до логического конца задумку, которая не только обещает стать событием огромной важности и значимости в культурной жизни нашего народа, но станет своего рода его визитной карточкой.

Удачи вам, создатели «Хайбаха»!

Умиша Идрисова  




checheninfo.ru


Источник информации : "Вести Республики" №190 (1623) 15 октября 2011г.

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"