Астрономы обнаружили огромную планету, которой и быть не должно

Астрономы обнаружили огромную планету, которой и быть не должноУченые-астрономы обнаружили огромную планету, газовый гигант, вращающуюся вокруг звезды HD 106906, находящейся в созвездии Южного Креста на удалении около 300 световых лет от Земли. Но это не совсем обычная экзопланета, которых за последние годы было открыто достаточно большое количество.
Эта планета, HD 106906b, относится к разряду «невозможных» планет, которых вообще не должно существовать на белом свете. Более того, факт существования этой планеты является прямым нарушением всех существующих теорий, описывающих процессы формирования планет.
Планета HD 106906b является газовым гигантом с массой, превышающей массу Юпитера в 11 раз. Но этот факт не делает планету HD 106906b выделяющейся из общей массы, людям уже известны сотни таких сверхмассивных планет, большая часть из которых находится в нашей собственной галактике. Эта планета вращается вокруг своей звезды на орбите, удаленной от нее на расстояние в 650 АЕ (астрономических единиц), и именно такое огромное расстояние является причиной серьезного астрофизического парадокса.
Планета HD 106906b была обнаружена благодаря системе адаптивной оптики Магелланова телескопа (Magellan Telescopes Adaptive Optics, MagAO), который находится в Чили. В состав этой весьма сложной оптической системы входят лазеры, лучи света которых служат для определения и компенсации искажений и колебаний, вносимых в изображение атмосферой Земли.
«Система звезды HD 106906 является уникальной системой из-за того, что ни одна из существующих моделей, описывающих процессы формирования планет и звезд, не может объяснить того, что мы видим» — рассказывает Ванесса Бэйли (Vanessa Bailey), ученая из Отдела астрономии Аризонского университета.
Существующая на сегодняшний день основная теория о формировании планет определяет, что планеты «вырастают» из астероидов или скоплений астероидов, которые движутся внутри протопланетарного облака, облака пыли и газа, окружающего молодую центральную звезду системы. В течение миллионов лет формирующиеся планеты наращивают свою массу и в конце концов все заканчивается тем, что в системе попросту не остается строительного материала. Однако, такой механизм формирования планет полностью неприемлем в случае планеты HD 106906b, на таком удалении от звезды плотность протопланетарного облака будет настолько мала, что из него никогда не сможет сформироваться планета, массой в 11 масс Юпитера.
Существует еще одна теория, описывающая формирование планет в результате быстрого гравитационного коллапса скопления материи в протопланетарном облаке. Опять же такая теория неприемлема по отношению к планете HD 106906b, ведь такой процесс может произойти в непосредственной близости от центральной звезды, где плотность материи облака достаточно высока. На расстоянии 650 АЕ от звезды вряд ли будут находиться большие скопления материи, гравитационные силы которых могут вызвать процесс коллапса.
Наиболее вероятным объяснением факту существования планеты HD 106906b могут стать процессы формирования двойных звездных систем. «Такие системы могут сформироваться когда в космосе находятся рядом два смежных независимых скопления газа и пыли. Массы материи этих скоплений достаточно для формирования двух звезд, а расстояние между ними не столь велико, что позволяет им «сцепиться» друг с другом силами своей гравитации» — рассказывает Ванесса Бэйли, — «В данном случае из скоплений материи образовалась звезда и планета, которой просто не хватило материи и энергии для того, чтобы загореться и тоже стать звездой».
Однако и эта теория не может послужить достоверным объяснением факта существования планеты HD 106906b. «Все двойные системы, находящиеся в стабильном состоянии, имеют соотношение масс объектов не более чем 10 к 1. В случае системы HD 106906 это соотношение очень сильно нарушено, оно составляет более чем 100 к 1″.
Ученые надеются на то, что дальнейшие наблюдения за системой звезды HD 106906 позволят им раскрыть тайну существования «неправильной» планеты в этой относительно молодой системе, в которой еще присутствуют достаточно плотные облака пыли и газа. Но в настоящее время это уникальное открытие явилось причиной возникновения массы новых вопросов, нежели количества ответов, которые оно дало людям. И это не удивительно, ведь вооруженные мощными астрономическими инструментами, люди только начинают тщательно изучать все то, что происходит в огромной «чашке Петри» доступной нам части Вселенной.