Мультипортал о Чеченской Республике

Дег1аста/ / Вай Дег1аста

Просмотров: 2 364 Комментариев: 0

Лексическая единица "Дег1аста", по большому счету,  не имеет никакого отношения к Дагестану, как это порой предполагают некоторые, ассоциативно связывая ее (по незнанию устаревших и малоупотребительных слов чеченского языка )с географическим наименованием соседней республики. Читать дальше...

Коча ваха

Просмотров: 864 Комментариев: 0

У древних вайнахов считалось одним из тягчайших оскорблений дернуть за ворот бешмета. Следы этого древнего обычая наблюдаются и в устном народном творчестве чеченцев. Так, к примеру, в предании "Три брата" /Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей". Грозный. с.317/ рассказывается о том, как три брата вынуждены были покинуть родные места, т.к. младший брат убил своего обидчика,  дернувшего Читать дальше...

Куьг дала (лаца)

Просмотров: 872 Комментариев: 0

По большому счету, словосочетание  «куьг дала» имеет значение «подать руку,  поздороваться,  помочь ». Однако, выражение имеет и переносное значение - «достигнуть соглашения в делах, заключить сделку,  согласиться, договориться,  примириться". Читать дальше...

Ламанан леча - Горный сокол.

Просмотров: 2 509 Комментариев: 0

Выражение употребляется как образное определение храброго и отважного представителя мужского пола, человека совершившего геройский поступок, подвиг. Образ сокола нередко можно встретить в героико-исторических песнях "Илли",в фольклоре чечнцев и ингушей с ним нередко отважный воин сравнивается.  Читать дальше...

Лергабад эккхийта

Просмотров: 757 Комментариев: 0

"Лергабад»  на слух обычно воспринимается в два слова: "лерг"-ухо и "бад"-утка, отчего все выражение, вследствие того что слово "эккхийта” имеет несколько значений и одно из них "заскочить куда - л.", воспринимается как "сделать так, чтобы в ухо заскочила утка".  Читать дальше...

Маьлхан дуьне.

Просмотров: 1 281 Комментариев: 0

Выражение "Маьлхан дуьне" /Солнечный мир/ в значении «мир», в котором светит солнце, мир, в котором живут люди, довольно часто встречается в историко-героических песнях вайнахов "ИЛЛИ" до сих пор употребляется в значении "мир, жизнь".  Читать дальше...

Маьлх-Аьзни – Солнечный луч (о девушке)

Просмотров: 1 838 Комментариев: 0

По древним преданиям вайнахов, у женщины – нарт Саты /Сатихи/, которая является матерью всех нартов, было три дочери – три богини гурии: Маьлх Аьзни /Солнечный луч/ - богиня красоты, Дарий-ден-кхакха /Маша-бузу-кхокха. Полотно-ткущая-голубка/ - богиня мира и Дика-Дела-йо1 /Хорошего-Делы-дочь/ - богиня добра.  Читать дальше...

Д1а коч, cхьа коч

Просмотров: 1 168 Комментариев: 0

Выражение, которое употребляется в значении "бессмысленные,тягостные обязанности", - заглавие одноименного сатирического рассказа /1958 г./ известного чеченского писателя и драматурга  А.Хамидова.  Автор (прекрасный знаток фольклора, народных обычаев и языка) в этом рассказе (с присущим ему тонким юмором) рассказал о некоторых сторонах чеченской свадебной церемонии. Читать дальше...

Дакъа дина охьа вила

Просмотров: 763 Комментариев: 0

Выражение употребляется в значении "pacтерзать, убить или подвергнуть сильному избиению!. Восходит к древнему вайнахскому доисламскому и  языческому обряду погребения, когда покойников клали в склепы (маьлхан кешнаш - солнечные могильники), в которых благодаря чистоте, отсутствию каких либо бактерий и сухости воздуха, высыхали и превращались в мумии.  Читать дальше...

Мажаран топ

Просмотров: 873 Комментариев: 0

Мажаран топ - так чеченцы называют кремневое ружье, которое давно вышло из употребления или старое ружье вообще. Первое письменное упоминание о "мажаран топ" и попытки объяснить происхождение данной фразеологической единицы мы находим в работе одного из первых чеченских этнографов и историков, выдающегося просветителя 19 века Умалата Лаудаева "Чеченское племя".  Читать дальше...

Во 1аьха (хьо). – Не к добру каркаешь (ты).

Просмотров: 976 Комментариев: 0

Выражение, которое употребляется в значении "высказаться грубо, бестактно или накликать беду, восходит к чеченской пословице "Вон къиг вон 1аьха - Недобрая ворона не к добру каркает". Сама пословица, в свою очередь, восходит к суеверным представлениям древним вайнахов (как и у многих народов мира) о том, что ворона является предвестником беды /ср.русск. Накаркать беду/.  Читать дальше...

Майми дарбанаш – Маймы лечение

Просмотров: 786 Комментариев: 0

Выражение восходит к популярной в народе комедии I.Хамидова "Бож-Али", которая на протяжении многих лет является визитной карточкой Чеченского драматического театра. Читать дальше...

Говран ц1ога лацаз волу (хьо)

Просмотров: 1 101 Комментариев: 0

Данное выражение употребляется в значении "неопытный, ничего не умеющий" и восходит к народной пословице "Вир ц1ога лаьцарг хе ваъхьна, говран ц1ora лаьцнарг ваьлла" ("Тот, кто при переправе держался за хвост осла утонул, а тот, кто держался за хвост лошади, спасся").   Читать дальше...

К1арк1ар санна века

Просмотров: 1 303 Комментариев: 0

Слово "К1арк1ар", которое порой используют как образное определение болтливых людей, нередко объясняют как звукоподражательное смеху или разговору.  Читать дальше...

Зударша сеца ве хьо

Просмотров: 1 503 Комментариев: 0

В древности у вайнахов (как и на всем Кавказе) существовал обычай, согласно которому враждующие стороны, если женщина перед ними снимала головной убор (платок ) обязаны были немедленно прекратить поединок. Просьба прекратить ссору и примириться, сделанная подобным образом, считалась крайней мерой, т. к., согласно верованиям древних вайнахов, женщине обнажать голову и тем самым показывать волосы Читать дальше...

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ