Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Народ таулула – кавказские потомки тюрков


Просмотров: 1 794Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Одежда балкарцев и карачаевцев соответствовала таковой у других горских народов Кавказа: нательная рубаха из бумажной ткани, у мужчин – сужающиеся книзу, удобные для верховой езды штаны, у женщин – заправлявшиеся в обувь длинные шаровары. Мужчины носили бешмет – полурубаху-полукафтан со стоячим воротом, женщины – платье с длинными и широкими рукавами, с вырезом на груди. В общественных собраниях, во время работ, в военном походе мужчины надевали поверх бешмета черкеску – узкий в поясе кафтан без воротника с длинным вырезом на груди, по обе стороны от которого располагались кармашки, куда после распространения огнестрельного оружия стали вставляться деревянные гильзы с патронами (газыри). Подпоясывались узким кожаным ремешком, с которого свисали более мелкие ремешки. Свободные мужчины на пояс всегда вешали кинжал – необходимый предмет не только для постоянно ходивших в военные походы знатных людей, но и для сельских тружеников, которым иногда приходилось отбиваться от диких зверей, напавших на скот, разбойников или вражеских воинов. Головным убором у мужчин служили суконные шапки с меховой оторочкой, у селян – войлочные шляпы. Зимой надевали широкие войлочные шапки – папахи, в мороз и ветер покрываемые сверху соединенными друг с другом суконными колпаком и шарфами – башлыком. В дождь и умеренный холод мужчины покрывали плечи широким войлочным плащом – буркой. В холодное зимнее время балкарцы и карачаевцы носили теплые шубы из овчины или меха. Одежда мужчин выглядела достаточно скромно, женская одежда много украшалась узорами из галунов.


До XVIII в. балкарские и карачаевские князья являлись весьма влиятельной силой на Северном Кавказе. Основными торговыми партнерами балкарцев и карачаевцев были кабардинцы, сваны и рачинцы, жившие по другую сторону покрытого ледниками Главного Кавказского хребта, осетины-дигорцы. В XVI – XVII вв. карачаевцы и балкарцы, прежде исповедовавшие доставшийся от их предков – степных кочевников, культ небесного бога Тенгри (Тейри), приняли Ислам. Ряд предписаний Ислама вошел в гражданское право народа таулула, были учреждены шариатские суды для разбора дел, связанных с наследованием имущества, супружескими отношениями и т.п. Однако шариатское право не повлияло на социальную структуру карачаево-балкарского общества, продолжавшую регламентироваться неписаными вековыми обычаями. В 1639 – 1640 гг. через населенное балкарцами Баксанское ущелье проследовали в Грузию, попутно ведя торговлю и пользуясь гостеприимством местных жителей, русские послы Ельчин и Захарьев. В 50-х гг. XVII в. в Черекском ущелье также вели торговлю русские купцы. В 1657 г. балкарский таубий Айдаболов прибыл в Москву в составе посольства царя Кахетии Теймураза I, где был тепло принят русским царем Алексеем Михайловичем.


В конце XVIII в. по балкарским и карачаевским землям прошла опустошительная эпидемия чумы, в результате которой население очень резко сократилась. С этого времени наступает упадок могущества и влияния таубиев. С началом в XIX в. Кавказской войны, когда российская империя приступила к активной военной колонизации горной полосы Кавказа, карачаевцам пришлось объявить нейтралитет, поскольку после эпидемии боеспособного населения не хватало для продолжительных военных действий. Балкарцы, опасаясь вторжения российских войск, в 1827 г. отправили делегацию в Ставрополь, где располагался главный штаб русского военного контингента на Северном Кавказе, и изъявили желание добровольно вступить в российское подданство при условии сохранения за ними права на исламское вероисповедание и разбирательства внутренних дел по своим религиозным и национальным обычаям. 


Российская администрация приняла их условия, однако в залог сохранения верности стала забирать от знатных балкарских фамилий аманатов – мальчиков и юнош, которые воспитывались в русских крепостях и обычно затем поступали на русскую военную службу. Другие знатные балкарские мужчины тоже должны были по указанию российских властей выступать на воинскую службу. В 1828 г., заподозрив карачаевцев в нарушении объявленного ими военного нейтралитета, в частности, в участии в нападении горцев на казачью станицу Незлобную при реке Подкумок, российское командование ввело войска под командование генерала Г. Эммануэля на территорию Карачая. В разыгравшемся 20 октября 1828 г. жестоком сражении на перевале Хасауки полтысячи карачаевских воинов под командованием верховного таубия Ислама Крымшамхалова и его дружинника Казбека Байрамкулова 12 часов противостояли превосходящей их более чем в три раза по числу, оснащенной десятью орудиями экспедиции Г. Эммануэля. 

В конце концов под натиском превосходящих сил карачаевское войско было вынуждено отступить; И. Крымшамхалов получил ранение. Позже карачаевская знать признала себя подданными российского императора Николая I, однако в связи с сильной облесенностью высоких и крутых карачаевских гор, что затрудняло маневрирование российских войск, эта зависимость несколько лет оставалась лишь формальной. Только в 1834 г. карачаевские князья подчинились России окончательно.  В 1855 г. войска генерала В. Козловского проложили в лесистые горы Карачая дорогу, основной целью чего было, конечно, создание удобных условий для подавления возможных мятежей, однако этой дорогой было разрешено пользоваться и самим карачаевцам для торговых целей. По этой дороге на российские рынки впервые вышел из гор знаменитый продукт карачаевской национальной кухни – кефир. Именно в Карачае в давние времена была изобретена кефирная закваска, которая, как гласит предание, была открыта совершенно случайно в бурдюке одного пастуха. Кефирные грибки, до того времени нигде больше не встречавшиеся, были проданы русскому молокозаводчику Н. Бландову, вернее, посланной им на Кавказ знаменитому технологу И. Сахаровой, карачаевским узденем Бекмурзой Байчоровым. В 1867 г. в Балкарии и Карачае постановлением российских властей были отменены рабство и крепостное право.


Тем не менее, в период царского режима балкарцы и карачаевцы, как и все горские народы Северного Кавказа, тяжело страдали от малоземелья и пережитков феодальной эпохи, из-за которых их хозяйства в условиях бурно развивающихся капиталистических отношений не могли успешно конкурировать с латифундиями российских дворян и купцов, фермами зажиточных казаков. Поэтому в первое десятилетие после революции 1917 г. большинство таулула, как и у других горских народов Кавказа, поддержало советскую власть. Карачаевцы и балкарцы активно приняли участие в боевых действиях на кавказском фронте Гражданской войны на стороне «красных». Из их среды выдвинулось немало местных большевистских предводителей (М. Энеев, Ю. Настуев, К. Ульбашев и многие другие). В 1922 г. большевиками была в составе Кубано-Черноморской области (раннесоветская административно-территориальная единица на Северном Кавказе) образована Карачаево-Черкесская автономная область, в которой карачаевцы наравне с проживающими по соседству черкесами (западными кабардинцами) получили государственное самоуправление. 


В том же году в составе Терской народной республики была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в которой государственное самоуправление получили балкарцы наряду с восточными кабардинцами. В 1936 г. Кабардино-Балкарская автономная область была преобразована в Кабардино-Балкарскую автономную советскую социалистическую республику (КБАССР). В разговорной речи за автономиями кабардинцев, балкарцев и карачаевцев закрепились названия Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Советская власть, ликвидировав сословные различия в обществе, активно проводила политику просвещения и вовлечения в общественную и государственную жизнь всех народов образованного в 1922 г. СССР. 


В начале 20-х гг. в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, как и по всей стране, были проведены срочные мероприятия по обучению грамоте всего неграмотного населения. В столицах автономий Нальчике и Черкесске (бывшем Баталпашинске) были открыты культурные и просветительские учреждения. Простые балкарцы и карачаевцы получили доступ к образованию, а общее образование детей стало обязательным и организовывалось советским государством. Представители карачаевцев и балкарцев появились среди студентов крупнейших вузов России в Москве и Ленинграде. В ранний советский период активно развивается и модернизируется культура народа таулула. В это время занимался творчеством целый ряд талантливых национальных поэтов и писателей, таких как К. Мечиев, С. Шахмурзаев. Быстро возрастал уровень жизни, развивалась медицина, к которой получило бесплатный доступ все население, прокладывались дороги, с помощью механизированного труда распахивались новые земли, открывались новые фабрики и заводы.


Однако с начала 30-х гг. в связи с усилением влияния проводившего политику культурной унификации народов СССР, расширения государственного террора и фактически принудительной коллективизации сельских хозяйств И. Сталина отношение балкарцев и карачаевцев, а также других горских народов к советской власти быстро стало меняться. Хотя формально меры по развитию национальной культуры продолжали осуществляться (в 1940 г., например, был создан Балкарский драматический театр), управление автономиями осуществлялось уже не в национальных, а партийно-номенклатурных интересах, имело целью полностью подчинить все народы нараставшему советскому тоталитаризму. 


В 1930 г. в Чегемском ущелье произошло массовое выступление сельских жителей, недовольных грубыми действиями советского партийного руководства при создании коллективных хозяйств (колхозов). В последующее десятилетие развернулись репрессии против продолжавших отстаивать национальные интересы партийных работников и уделявших слишком много внимания самобытности национальной культуры представителей молодой карачаево-балкарской интеллигенции, в ходе которых практически все они, кроме оказавшихся готовыми поддержать во всем сталинский тоталитаризм, были расстреляны или высланы в лагеря. Окончательно оттолкнула массы карачаево-балкарского народа от советской власти начавшаяся беспощадная антирелигиозная политика, в ходе которой репрессиям стали подвергаться духовные лидеры и просто очень религиозные люди, оскверняться мечети и тексты Корана, а горским детям в школах религия  преподноситься как зло и средство эксплуатации трудового народа. В ответ в балкарских и карачаевских селах начались массовые выступления и протесты, многие люди уходили в горы и начинали партизанскую войну, нападая на отделения милиции и колонны Красной Армии, убивая партийных работников, отбирая у советских служб собранную для поставок государству колхозную сельхозпродукцию. 


На борьбу с горскими партизанами (абреками), которым оказывало широкую поддержку местное население, направлялись войска. С началом Второй Мировой войны и приближением к горной полосе Кавказа немецких войск советские органы внутренних дел и государственной безопасности развернули настоящий террор против карачаево-балкарского населения, которое, как опасались они, окажет поддержку вермахту и способствует проходу немцев через высокогорные перевалы в Закавказье, несмотря на то, что большинство боеспособных мужчин было с началом войны мобилизовано и вполне усердно воевало в рядах Красной Армии. Особенно драматичные события разыгрались в 1942 г. – перед приходом немецких войск, в Черекском ущелье, где войска НКВД, проводившие операцию по зачистке гор от абреков, расстреляли несколько сотен мирных жителей, в том числе женщин, детей и стариков, и сожгли несколько балкарских сел.


Летом 1942 г. территория Карачаево-Черкесии и, в значительной степени, Кабардино-Балкарии была оккупирована немецкими войсками группы армий «А» под командованием В. Листа. В горах, а особенно – на высокогорных перевалах, отделяющих Карачай от Грузии и Абхазии, развернулись жестокие сражения между вермахтом и частями Красной Армии, стремившимися не допустить прорыва немцев в Закавказье. Именно в карачаевских горах в основном действовала знаменитая горно-стрелковая дивизия вермахта «Эдельвейс». Несмотря на продолжительный и ожесточенный натиск, немецким войскам, действия которых также сковывались укрывавшимися в горах красными партизанами, не удалось преодолеть упорное сопротивление горных частей Красной Армии, и осенью они отступили в долины, а после разгрома группировки вермахта под Сталинградом немецкое командование, опасаясь обширного окружения на Кавказе, стало спешно отводить войска с Кавказа.


После занятия Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии советскими войсками партийное руководство под непосредственным началом главы НКГБ В. Меркулова и главы НКВД Л. Берия стало разрабатывать план по очищению горной полосы Кавказа от нелояльного советской власти населения. 2 ноября 1943 г. вошедшая в Карачай более чем 53-тысячная группировка войск НКВД и Красной Армии под инспекцией работников НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности) заняла карачаевские села. Принудительно погрузив все их население: по большей части женщин, детей и стариков, так как большинство боеспособных мужчин находилось на фронте, в грузовики, советские войска вывезли его на заранее подготовленные и оборудованные железнодорожные станции, откуда несколькими эшелонами практически в полном составе карачаевский народ был депортирован на спецпоселения в Казахстан и Киргизию. 


8 марта 1944 г. та же участь постигла и балкарцев. Формальным поводом к депортации стали донесения агентов НКГБ об активном сотрудничестве многих балкарцев и карачаевцев с немецкой администрацией во время оккупации. Степень достоверности этих сведений в наше время установить невозможно. Насильственное переселение в условиях холодов, скученности в закрытых товарных вагонах плохих медицинской помощи и обеспечения продуктами питания привело к массовой гибели населения. Вслед за гражданским населением были отозваны с фронта и также депортированы в Среднюю Азию красноармейцы карачаевской и балкарской национальностей. В Средней Азии карачаевцы и балкарцы расселялись на спецпоселениях, находившихся далеко одно от другого, вперемежку с населенными пунктами местных жителей, что, по замыслу советского руководства, должно было способствовать их этнической ассимиляции. В то же время на спецпоселениях устанавливался жесткий административный режим, направленный на изоляцию их обитателей, в частности, без специального разрешения им не разрешалось заходить дальше определенного мизерного расстояния от окраины спецпоселения.


В ссылке депортированные с Кавказа народы оставались в течение 13 лет. Только 28 марта 1957 г., через четыре года после смерти И. Сталина, ареста и казни В. Меркулова и Л. Берия, Президиум Верховного Совета СССР постановил считать репрессии против балкарцев и карачаевцев, а также других народов Кавказа (23 февраля 1944 г. депортации были подвергнуты также чеченцы и ингуши) преступными и необоснованными. Депортированным народам было разрешено вернуться на родину, они были юридически восстановлены во всех гражданских правах. Однако неформально советское руководство и впредь проводило политику ограничения их участия в общественной и политической жизни (их представители «строго дозированно» принимались в высшие учебные заведения и на престижные государственные должности, не брались на службу в элитные войсковые подразделения). 


Бóльшую часть советского периода Кабардино-Балкария была автономной республикой в составе РСФСР (советской Российской Федерации), а Карачаево-Черкесия – автономной областью в составе Ставропольского края. После распада СССР в декабре 1991 г. центробежные силы довольно резко охватили Карачаево-Черкесию, которую, помимо карачаевцев и черкесов, населяет много русских, абазин и ногайцев. Представители наиболее многочисленных ее народов заявили о намерении создать на ее территории несколько национальных республик. Однако разделения Карачаево-Черкесии не произошло. 21 апреля 1992 г., Съездом народных депутатов РСФСР была внесена поправка, согласно которой Карачаево-Черкесская автономная область получала статус автономной республики. Принятая 12 декабря 1993 г. (вступившая в силу 25 декабря) Конституция Российской Федерации, ныне действующая, подтвердила ее республиканский статус. 


В настоящее время карачаевцы имеют численность около 225 тыс. человек, из них в Карачаево-Черкесии, где являются самой многочисленной этнической группой – около 194 300 (41%). Численность балкарцев – около 125 тыс. человек, в Кабардино-Балкарии – около 108 500 (12,7%).


Источник: history-thema.com

Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"