Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Роль ислама в чеченском кризисе


Просмотров: 786Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
В октябре 1991 года группа старейшин во главе с Сейид Ахмадом Адизовым создала общественно-политическую организацию, провозгласив ее «Мехк-Кхелом». В декабре она была зарегистрирована Национальным комитетом по правовой реформе. «Мехк-Кхел» получил статус «государственного совещательного органа». Он стал одним из проводников исламизации Чечни. 6 февраля 1992 года в Грозном состоялся «съезд представителей Совета старейшин всех уровней», который был приурочен к принятию Конституции Чеченской Республики. На съезде старейшины открыто выступили за придание исламу статуса «господствующей религии».

Последователи тариката Накшбандийя, с приходом к власти Дудаева, в основном оказались среди оппозиции. Муфтият Чечни (структура, возникшая на месте упраздненного Духовного Управления Мусульман Чечено-Ингушетии), который возглавлял последователь накшбандийя М.-Б. Х. Арсанукаев, придерживался умеренной линии в использовании ислама в политических целях. Оппозиционность накшбандийцев учитывал и федеральный центр, пытаясь найти в республике политическую силу склонную к компромиссу. В ноябре 1991 году Президент РФ назначил Ахмеда Арсанова, депутата Верховного Совета РСФСР, своим представителем в Чечне. Чеченские власти сразу почувствовали опасность, исходящую от влиятельного вирда Дени Арсанова тариката накшбен-дийя, и начали кампанию по дискредитации как самого Арсанова, так и его отца Бахаудцина Арсанова. Духовным лидером оппозиции стал брат Бахауддина, Иль-яс Арсанов. Таким образом, политические противоречия в республике приобрели и религиозный оттенок.

31 марта 1992 года в Грозном была предпринята попытка антидудаевского переворота, быстро подавленная верными президенту Чечни вооруженными формированиями. В городе прошла манифестация сторонников президента, в лозунгах участников которой читалось стремление видеть в лидере республики религиозного вождя. 1 апреля 1992 года в Грозном собрался третий, внеочередной съезд мусульман Чечни. Осудив руководство муфтията за «бездеятельность и пассивность 31 марта», съезд постановил распустить муфтият и создать на его месте новый религиозный орган - Исламский Центр. Его руководителем (вазиром) стал зикрист М.-Х. Алсабеков (муфтият с тех пор действовал параллельно, но попал в жесткую информационную блокаду со стороны властей). 23 апреля президент своим указом создал «Национальный комитет по делам исламской религии при президенте Чеченской Республики». Согласно указу, комитет был учрежден в целях «создания условий для возрождения исламской религии в республике, координации и укрепления всесторонних связей с зарубежными исламскими организациями и учреждениями». Председателем его был назначен все тот же Алсабеков.

В условиях «приватизации государственной собственности», углубляющегося социально-экономического кризиса в республике, бегства нечеченского населения, безудержном росте криминала, жестком противостоянии с федеральным центром, приведшем к фактической блокаде республики, неизбежно ухудшалось положение и значительной части чеченского населения. Все это способствовало росту влияния оппозиции. Президент был заинтересован в изменении государственного устройства в направлении придания президентской власти более авторитарного характера. Государство, построенное на исламских принципах, соответствовало этой установке, а создаваемые «традиционные» властные структуры (реально полностью зависимые от президента) должны были способствовать сосредоточению власти в руках президента. Ставка была сделана на последователей тариката Кунта-Хаджи (зикристов), которые возглавили создаваемые структуры.
К концу 1992 года в условиях нарастания оппозиционного движения и конфронтации между исполнительной и законодательной властями на стороне президента выступили «Мехк-Кхел» и Исламский Центр. В июле 1992 года в Грозном прошел съезд «объединенных общественно-политических и религиозных движений Чеченской Республики», который рекомендовал президенту «распустить парламент и сформировать органы государственной власти в соответствии с историческими традициями народа, основанными на принципах ислама и шариата». В тот же период была озвучена идея введения шариатских судов, что объяснялось разгулом преступности и общим «падением нравов». В октябре 1992 года с соответствующим предложением к парламенту обратился У. Имаев, председатель комитета по правовой реформе. Его проект, ориентированный на опыт Йемена, предусматривал введение шариатских наказаний за уголовные преступления. Проект был отклонен под предлогом «неготовности» чеченского общества жить по законам шариата.

В феврале 1993 года Дудаев выступил с собственным проектом конституционной реформы, где наряду с мерами по укреплению президентской власти в ущерб компетенции парламента, предусматривалось объявление ислама государственной религией и введение - с сохранением светских судов - шариатского судопроизводства. Во вспыхнувшем в апреле 1993 года конфликте между президентом и большинством парламента, поддерживаемого оппозицией, на митингах в поддержку Дудаева его защищали как «имама» и «богоданного президента». Позже, в 20 числах мая, парламент принял поправку к Конституции, по которой ислам провозглашался государственной религией. Однако к этому времени парламент уже считался распущенным волевым решением президента.

В это время в республике в противовес традиционному суфизму постепенно складывается ранее здесь не известное религиозное движение, получившее название ваххабизма. По мнению некоторых исследователей, в Чечне ваххабиты появились еще до прихода к власти Дудаева, в 1990 году. Это, прежде всего, связано с влиянием из соседнего Дагестана, где возрождение ислама уже приняло к тому времени значительный размах. События, связанные с разгоном Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа, образование Исламской Партии Возрождения (ИПВ), повлияли на появление в Чечне проповеди «частого ислама».

Одним из первых проповедников в Чечне был Адам Дениев из села Автуры. В основанную им группу вошли в основном зикристы, семьи которых в свое время поддерживали Али Митаева (религиозного и политического деятеля 20-х годов, расстрелянного органами госбезопасности по обвинению в антисоветской деятельности). Дениев возглавлял отделение ИПВ в Чечне. Уже в начале 90-х годов он выступал против суфийских обрядов (зикра), мюридизма (повиновения шейхам). Значительным было и внешнее влияние: с начала 90-х годов в республику стали регулярно посещать зарубежные исламские миссионеры, которые регулярно выступали в студенческих аудиториях и на телевидении.

Зарубежные исламские организации выделяли значительные средства на распространение «истинного ислама». По наблюдениям исследователей, первоначально (1989-1994) сторонников ваххабизма было очень мало, несколько десятков. В отдельных мечетях ими предпринимались неудачные попытки навязывания дискуссий традиционалистам, установления своего идейного влияния на верующих. Но их оттуда выпроваживали, в ряде случаев не желая даже вступать с ними в споры. В силу этого, до начала боевых действий они не часто заявляли о себе публично, а вели организационно-разъяснительную работу среди молодежи.

Появление ваххабизма было продиктовано всей предшествующей эволюцией ислама в Чечне. За годы советской власти ислам подвергся значительной вульгаризации, зримо понизился образовательный уровень духовенства. Одновременно произошли разительные позитивные перемены в области образования, культуры, подготовки специалистов и управленческих кадров. Однако возможность осуществления коренных социальных перемен была занижена консервацией традиционных форм общежития. На социальное поведение и нравы многих влияла безработица, которая составляла почти 30%. Естественный прирост жителей в 5 раз опережал рост рабочих мест.

Традиционный уклад жизни сохранился также и потому, что большая часть населения (свыше 60%) проживала в сельской местности, где крепки устои кровнородственных и религиозных общин. «Независимость» не ликвидировала социально-экономических трудностей. Ваххабизм, с его строгим следованием Корану и Сунне, позволял преодолеть замкнутость и элитарность суфизма, модернизирован ислам, избавляя его от патриархальных традиций, против которых восстает сознание современного человека. Требование строгого поклонения одному лишь Аллаху объективно освобождает индивида от патриархальных (тейповых) традиций в рамках новых современных форм мусульманской солидарности. Личная свобода при этом может быть подавлена жесткой дисциплиной джамаата, но для индивида важна сама возможность реализовать свободу выбора, пусть даже ценой новой формы зависимости.

Начало боевых действий в Чеченской Республике привело к обвальному кризису практически всех сторон жизнедеятельности. К прогрессировавшим социально-экономическим трудностям добавились и военные разрушения, что поставило многих жителей республики перед непреодолимыми материальными затруднениями. Присутствие федеральных сил обострило борьбу между представителями различных тарикатов, в которую активно вмешивалась центральная власть. В 1995 году муфтият Чеченской Республики возглавил Арсанукаев, воздействие на деятельность муфтията оказывал Арсанов. С 1995 года по август 1996 года исламскую общину в Чечне официально возглавляли представители тариката Накшбандийя.

Именно в период боевых действий начал расти престиж ваххабитов в чеченском обществе. В республику прибыло значительное количество моджахедов, экстремистские исламские организации наладили постоянные каналы по переброске в республику оружия, финансовых средств и новых контингентов наемников. Мобильность и боеспособность отрядов моджахедов, в сочетании с оплатой участия в формированиях, привлекала туда многих чеченцев, особенно молодежь. Заинтересованность в сотрудничестве с ваххабитами проявляли и деятели дудаевского режима. Вице-президент Зелимхан Яндарбиев, министр информации и печати Мовлади Удугов и другие поддерживали с ними тесные контакты, неоднократно выезжали в зарубежные исламистские центры для получения всесторонней помощи для борьбы с федеральными войсками.Действия ваххабитов, функционирование шариатских судов не способствовали наведению порядка в республике, более того, многие ваххабиты сами совершали тяжкие преступления.

К 1996 году приходится наивысший подъем популярности ваххабитов, которых поддерживали многие зикристы. Многие чеченские политики видели в «чистом исламе» попытку консолидации нации. С ослаблением влияния государственных структур в обществе, особенно в период боевых действий, резко возросло влияние тейповых и вирдовых структур. Преодолеть эту разобщенность, по мысли идеологов ваххабизма, мог только «чистый ислам», который бы стал главенствующей идеологией в чеченском обществе, оттеснив традиционный суфизм.

Собственно о религиозных акциях ваххабитов заговорили в 1995 году, когда они предприняли попытку ликвидировать на горе Эртин-Корт зиярат Хеди, матери Кун-та-Хаджи, сакральный центр тариката кадирийя. Эта акция свидетельствовала, что ваххабизм превратился в Чечне в самодостаточную силу. Тогда возник конфликт с зикристами, который был приглушен при участии полевых командиров и религиозных авторитетов. Один из активных распространителей ваххабизма Фатхи Шашани (американский гражданин, потомок чеченских эмигрантов XIX века), зимой 1995 года в одном из горных селений в узком кругу единомышленников заявлял, что, как только окончится война с русскими, последователи «чистого ислама» начнут борьбу против зикристов.

К моменту окончания боевых действий и выводу войск ваххабиты пользовались поддержкой значительной части населения Чечни, а и. о. президента стал их сторонник Яндарбиев. В 1996 году он издает указ, отменяющий действие на территории Чечни советских и российских законов; ликвидирует светские суды. Создается Верховный шариатский суд и соответствующие районные шариатские структуры. Их законодательной базой стал уголовный кодекс, основанный на шариате. Яндарбиев подчеркивал, что в Чечне «нет почвы для противостояния ваххабитов и тарикатистов. Политику расчленения ислама на различные секты проводили российские спецслужбы, опираясь на так называемый муфтият». Касаясь введения нового УК, и. о. президента отмечал, что его введение, это лишь реализация проекта, разработанного еще при Дудаеве. Ваххабиты заняли ряд ключевых постов в административных, военных и религиозных структурах, а также в средствах массовой информации. Ряд сторонников ваххабизма вошли в состав правительства, их боевые группы формально входили в состав вооруженных сил Чечни.

Получив доступ к власти, ваххабиты стали активно внедрять свою идеологию в чеченское общество. В судебной сфере стала активно применяться система шариатских наказаний за правонарушения, наблюдались попытки внедрения «истинно-исламских» норм: заставить женщин носить паранджу, борьба против продажи и употребления алкоголя, хищения нефтепродуктов и т. д. Активно стала формироваться инфраструктура по подготовке новых боевиков под видом «изучения основ ислама».

На деньги экстремистских исламских организаций из-за рубежа была развернута сеть лагерей. Наиболее яркий пример - учебный центр командира иностранных наемников Хаттаба в районе села Сержень-Юрт. Учебный центр состоял из пяти лагерей, расположенных неподалеку друг от друга. «Курсанты» изучали арабский язык, шариат и военное дело, в том числе тактику ведения партизанской войны, боевые действия в городе и в горах, подрывное дело, организацию терактов. Курс - от полутора до трех месяцев в зависимости от специализации. Лидеры ваххабитов, прежде всего иностранные наемники, ставили основной задачей создание в Чечне базы по распространению исламского фундаментализма на другие районы Северного Кавказа.

В конце 1997 году один из лидеров дагестанских ваххабитов Багауддин Кебедов перебрался из Дагестана в город Урус-Мартан (Чечня), где возник крупный ваххабитский центр. Оттуда стала координироваться деятельность фундаменталистов на территории Дагестана, которые в этот период пошли на конфронтацию с властями. При содействии Басаева и по инициативе Удугова в Грозном была образована организация «Исламская нация», был образован «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», оформивший объединение чеченских и дагестанских фундаменталистов. Председателем конгресса был избран Басаев, который провозгласил, что необходимо объединить Чечню и Дагестан в единое государство.

В то же время в самой Чечне росло недовольство деятельностью ваххабитов. Прежде всего, в оппозиции было большинство представителей духовенства связанных с суфийскими структурами, для которых развитие ваххабизма было чревато потерей влияния на верующих. Солидарную позицию занимали и духовные управления соседних регионов - прежде всего Ингушетии и Дагестана, за которыми просматривалась позиция властей этих республик. Действия ваххабитов, функционирование шариатских судов не способствовали наведению порядка в республике, более того, многие ваххабиты сами совершали тяжкие преступления.

В начале 1997 года президентом Чечни был избран Аслан Масхадов. Новый президент попытался ограничить влияние ваххабитов, за что был раскритикован проваххабитскими кругами в промосковской позиции и нежелании вести республику по исламскому пути развития. В 1997-1998 годах на митингах в Грозном неоднократно звучали лозунги против ваххабитского засилья в Чечне, в резолюциях которых президента призывали избавиться от министров-ваххабитов.

Первое антиправительственное выступление ваххабитов произошло 31 мая 1998 года около Гудермеса. Противостояние началось раньше, на митинге в Урус-Мартане, на который «истовые мусульмане» собрались после того, как в отставку был отправлен министр шариатской безопасности Ислам Халимов, лидер ваххабитов. 14-15 июля 1998 года в Гудермесе произошло вооруженное столкновение между вооруженными формированиями ваххабитского толка и бойцами Гудермесского полка национальной гвардии. 18 июля из грозненского следственного изолятора бежали 32 особо опасных преступников, приговоренных Верховным шариатским судом за убийства, похищения людей и другие тяжкие преступления к смертной казни, пожизненному заключению или длительным срокам. Министр МШГБ А. Арсаев даже не скрывал, что охрана тюрьмы помогла бежавшим, отдав им ключи от главного входа и всех тюремных камер. Охранники - члены шариатской гвардии - скрылись вместе с преступниками.

После этих событий президент Масхадов специальным указом вывел из системы правоохранительных органов республики силовые структуры, причастные к этим событиям. Были расформированы шариатская гвардия и исламский полк особого назначения. Заместитель министра шариатской безопасности генерал Абдул-Малик Межидов и заместитель командующего национальной гвардией генерал Арби Бараев отстранены от занимаемых должностей и лишены генеральских званий. Причиной стало участие этих лиц вместе со своими подразделениями в военной операции в городе Гудермес на стороне «неправительственных структур».

19 июля Масхадов подписал указ о призыве бывших участников войны, которых власть решила использовать для борьбы с преступностью. Решение президента поддержали «все полевые командиры», которые накануне провели экстренное совещание и призвали Масхадова «во всех своих действиях опираться только на участников войны». Шамиль Басаев вновь занял один из высших в Ичкерии государственных постов. Указом Масхадова он назначен заместителем главнокомандующего вооруженными силами республики. Масхадов дал указание о высылке из республики в течение 48 часов известного полевого командира Хаттаба (впоследствии выяснилось, что оно не было выполнено). Президент призвал жителей Чечни, родителей, чьи дети лживой пропагандой вовлечены в ваххабитские движения, вооруженные формирования и иные структуры, вернуть их домой.

21 июля 1998 года у селения Старые Атаги по приказу бывшего президента Чечни Яндарбиева собрались вооруженные формирования, состоящие из бойцов распущенной гвардии. Генеральный прокурор Чечни X. Бербиев и муфтий Чечни Ахмат Кадыров призвали Яндарбиева прекратить противоправные действия. Кадыров назвал экс-президента виновным в трагических событиях в Гудермесе. По словам муфтия, Яндарбиев, еще будучи президентом, пригласил в Чечню из Дагестана некоего Багауддина, который впоследствии возглавил движение ваххабитов в Чечне. Тем самым Яндарбиев «заложил мину замедленного действия». Она и взорвалась в Гудермесе.

Конфронтация с президентом побуждала ваххабитов к стремлению взять всю полноту власти в свои руки, так как затягивание конфликта было чревато их вытеснением из органов власти. Была организована комиссия по проверке соответствия Конституции ЧРИ действий президента. Возникла конфликтная ситуация между парламентом Чечни и Верховным шариатским судом, сформированным по указу и. о. президента Яндарбиева и состоящим, в основном, из ваххабитов. В исламском государстве нет места такому институту как парламент. В фундаменталистской концепции люди не могут создавать законы, они лишь применяют на практике божественные. Поэтому власть может быть исполнительной, но никак не законодательной. Обе ветви государственной власти должны согласованно действовать на основе единого источника - божественного права и их задача воплощать его в жизнь, а не конфликтовать.

В результате оба института, претендующие на высшую законодательную (в случае верховного шариатского суда - высшую совещательную) власть приостановили деятельность друг друга, что вылилось в кризис власти. Ваххабитская оппозиция указывала президенту выход в создании Госсовета из числа алимов и полевых командиров, а в поддержку этого требования планировала провести 4 февраля 1999 года съезд военно-патриотических сил Чечни.

Между тем приверженцы традиционного ислама были готовы оказать поддержку Масхадову в борьбе против ваххабитов. Еще 25 июля 1998 года по инициативе муфтията Чечни в Грозном прошел съезд мусульман Кавказа. На нем присутствовали делегаты из Дагестана и Ингушетии. В резолюции съезда говорилось о необходимости запрета ваххабизма в регионе, изъятии распространяемой его сторонниками литературы, ограждении молодежи от теологических учебных заведений в регионе и за рубежом, где ведется пропаганда радикального ислама. Тем не менее, силы поддерживающие ваххабизм, были очень влиятельны - им сочувствовали влиятельные полевые командиры, в том числе и Басаев. Он, получив по указу Масхадова должность заместителя главнокомандующего, пообещал выполнить любое поручение президента. При этом Басаев связал обострение ситуации в республике с частыми визитами главы российского МВД Сергея Степашина на Северный Кавказ. В этом звучало и предостережение Масхадову, чтобы он в своем рвении покончить с ваххабитами в Чечне не прибегал к помощи Москвы.

Рассчитывая упредить своих противников, Масхадов издает указ о введении полного шариатского правления в Чечне. Этим указом приостанавливалась законотворческая деятельность парламента, назначалась комиссия по разработке конституции, основанной на шариате. Этот документ послужил основанием для широкомасштабного наступления ваххабитов на светские органы власти. Должности во властных структурах получили многие ваххабиты: секретарем совета безопасности ЧРИ стал Ислам Халимов, ранее освобожденный от должности министра шариатской безопасности.

Введение «полного шариатского правления» в Чечне, с одной стороны, определило превращение ЧРИ в исламское государство, а с другой возложило на ваххабитов заботу об экономическом и социальном благополучии населения. К экономической нестабильности, препятствовавшей внедрению шариатских норм, добавлялась чуждость ваххабитского эксперимента для этнокультурных традиций чеченцев.
В политической плоскости введение шариатского правления не привело к разрешению конфликта между властью и «исламской» оппозицией. В Чечне возникают две Шуры, одна - возглавляемая Басаевым, другая - Масхадовым. Решить конфликт мог бы шариатский суд, но в республике оказалось два высших шариатских суда: промасхадовский и пробасаевский. Выход ваххабиты видели в распространении «истинного ислама» на новые территории, прежде всего в Дагестан. Перенос боевых действий за пределы Чечни должен был отвлечь население Чечни от насущных проблем, к этому призывали и дагестанские ваххабиты и, что особенно важно, зарубежные «спонсоры».

После начала контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, ваххабиты утратили свои позиции в органах власти. Действия федеральных сил привели к свертыванию деятельности исламистов. Издание тогдашним главой администрации Чечни Кадыровым указа о запрещении ваххабизма в Чеченской Республике, приравняло к экстремизму проявления нетрадиционного ислама. После теракта 9 мая 2002 года в дагестанском городе Каспийске муфтий Чеченской Республики Ахмад-хаджи Шамаев заявил, что «экстремистские течения ислама, навязанные чеченскому народу, должны быть объявлены вне закона».

С. Е. Бережной


evrazia.org

вернуться в начало




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"