Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Нахские этнополитические образования Южного Кавказа в позднеантичный период.


Просмотров: 586Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Хонский царь Урнайр. 

В 60-х гг. IV в. сасанидскому царю Шапуру II удалось переломить ситуацию в свою пользу: в результате нескольких удачных военных акций, направленных против Византии, он смог отторгнуть и присоединить к Персидской империи ряд областей – Гугарк и часть Утика (по Куре), Арцах (в т.ч. и простиравшуюся от Арцаха до Каспийского моря провинцию Пайтакаран).
Таким образом, Персия вновь установила свое господство над восточной частью Южного Кавказа и существовавшими здесь политическими образованиями (царствами и княжествами), которые уже в качестве союзников шахиншаха приняли участие в войне против Византии.
371 г. Шапур II объявляет войну Византийской империи и в очередной раз вторгается в Армению. Решающая битва между войсками двух империй и их союзниками произошла весной 371 (или 372) г. на поле Дзирав, расположенном в области Багреванд – центре Великой Армении.

В армянском агиографическом памятнике V в. «История армянского патриарха св. Нерсеса Партева» среди союзников Персии, принимавших участие в этом сражении, упоминается царь хонов Урнайр, возглавлявший объединенное войско горцев Кавказа: «Персидский царь Шапух призвал с тыла царя хонов Урнайра и открыл Аланские ворота, и собрались к нему войска хонов и маскутов и агугов и лпинов, товматков и губуров, махов, гугаров, улов, чучов, чилбов, малазчов, hеров, куанов, и другие…».

Описание этой битвы дано в трудах армянских авторов Мовсеса Хоренаци, Фавста Бузанда и Мовсеса Каланкатваци, а также римского историка Аммиана Марцелина. Однако если в «Истории» св. Нерсеса Партева царь Урнайр, участвовавший в Дзиравской битве на стороне персов, является царем хонов, то Мовсес Хоренаци, Фавст Бузанд и Мовсес Каланкатваци называют его албанским царем, современником армянского царя Папа (369–374 гг.). При этом ни Мовсес Хоренаци, ни Фавст Бузанд не уточняют состав войск персидского царя Шапура II и не указывают на участие в Дзиравской битве хонов, равно как и других кавказских народов, перечисленных в «Истории» св. Нерсеса Партева. Правда, им известно,что албанский царь Урнайр возглавлял объединенные силы горцев Кавказа, однако сообщают они об этом кратко, в частности, называя среди горцев лишь «храброго Шергира, царя леков».

Историчность албанского царя Урнайра, принимавшего участие в Дзиравском сражении, не вызывает сомнений. Среди албанских царей под этим именем известны двое: первый – принявший христианство и современник армянского царя Трдата III, второй – современник вышеупомянутого царя Папа. ЦарьУрнайр называется в источниках то царем хонов, то царем албанов. Данное противоречие объяснимо. Дело в том, что в армянских источниках термин Албания (албанцы) имел географический, собирательный, смысл и не нес конкретного этнического содержания – он употреблялся для обозначения многочисленных племен и народов, обитавших на территории исторической Албании. Например, согласно известному сообщению Страбона, в Албании проживали 26 племен.

Тот факт, что царь хонов Урнайр назван албанским царем, следует воспринимать как свидетельство установления к тому периоду политического господства хонов над Албанией и объединения албанских царств и княжеств под главенством хонского царя Урнайра. В подтверждение вышесказанного отметим также следующее. На территории Албании всегда проживало множество племен и народов, которые не были этнически монолитными, поэтому довольно сложно говорить о внутриполитической стабильности Албанского царства и об устойчивости его границ, которые менялись в зависимости от того, насколько могущественным был народ, получавший в тот или иной период верховенство и политическую власть в стране.

Границы Албании в III–IV вв.

Если южные и юго-западные рубежи Албании того времени более или менее устойчивы и без труда определяются по данным античных и армянских источников, то установить ее северо-западные и северные границы весьма непросто. Судя по данным этих источников, пределы Албанского царства в различные периоды охватывали не только большую часть горного Дагестана, но и районы Центрального Кавказа, включая области расселения нахских племен.

В III начале IV вв. границы доходили на северо-западе до верховьев Алазани и Иори. Здесь, у излучины Алазани (соврем. Ахметский район Грузии), территория Албании заканчивалась и начинались земли нахских тушин (масахов) и пшавов. Однако уже в 30-х гг. IV в. пшавы (похи/пхови) и их соседи хоны (масаха-хоны), как утверждает Фавст Бузанд, известны среди народов Албанского (Маскутского) царства, которыми повелевает царь Санесан. Данный факт, безусловно, свидетельствует о том, что в то время политическое влияние маскутского (албанского) царя Санесана распространилось и на нахские племена хонов и похов (пшавов).
После поражения персов и гибели маскутского царя Санесана в битве при Ошакане (335/336г.) письменные источники уже не упоминают о маскутах – надо полагать, они сошли с политической арены. Вслед за этими событиями в Албании неизбежно должна была произойти очередная перегруппировка политических сил. Судя по всему, первенство перешло к хонам (масаха-хонам), которые распространили свое политическое влияние на население Албании, т.к. Албанское царство возглавил хонский царь, а следовательно, термин хон стал применяться в собирательном значении для обозначения Албанского царства.

Таким образом, становится понятным, почему царь Урнайр, возглавлявший объединенные войска Албании (или горцев Восточного Кавказа) в битве при Дзираве (371/372 г.), в «Истории» св. Нерсеса Партева назван хонским царем, а в сочинениях Мовсеса Хоренаци и Фавста Бузанда – албанским царем.

Все дело в том, что в период военно-политического объединения племен и народов, в том числе царств и княжеств Албании под главенством хонского царя, термины хон и албан стали синонимами и использовались для обозначения Албании и ее населения в целом.

Бдешх масаха-хонов. 

В свете вышесказанного проясняется также и вопрос о том, почему среди четырех бдешхов, сопровождавших армянского царя Трдата III (287-330) в его поездке к византийскому императору Константину, Агатангелос называет бдешха масаха-хонов. В армянской версии Агатангелоса данному титулу соответствует «бдешх маскутов». Титул бдешх (бдеашх) в древней Армении присваивался правителям четырех важнейших пограничных областей царства Великой Армении – Алдзника, Кордука, Нуширакана и Гугарка. Бдешхи были крупнейшими наследственными землевладельцами, стоявшими выше нахараров (князей), которые (скорее всего, при Тигране II Великом) признали суверенитет армянских царей.

Главной задачей бдешхов являлась защита границ Армении от внешних врагов. Традиционно, еще со времени правления армянского царя Арташеса I (189–160 гг. до н.э.) функции бдешха северной пограничной области возлагались на правителей Гугарка. В обязанность бдешхов Гугарка входила защита северных пределов Армении – т.е. охрана Кавказских проходов. В период могущества Армении, при царе Тигране II Великом (95–55 гг. до н.э.), была укреплена цепь оборонительных сооружений от Жинвали (Сарматские, Цилканские ворота) вдоль Тианети до низовья Алазани, известная как Дурдзукские врата, Пахак хонов (Врата хонов). В этих укрепленных приграничных местах стояли войска, подчиненные правителю (бдешху) Гугарка. Тогда же территория левобережья реки Арагви – от Цилканских ворот (около Жинвали) до устья Алазани была включена в состав Армении.

Присвоение правителю масаха-хонов титула бдешха и возложение на него охраны кавказских перевалов имело место, скорее всего, в годы царствования Трдата III который, в свою очередь, нес ответственность за свои действия перед Римской империей. Косвенным подтверждением тому является факт пребывания Трдата III у масаха-хонов (Дурдзукети), засвидетельствованный древнегрузинскими источниками.

Так, в «Обращении Грузии» сообщается, что, будучи в этих местах, «царь Трдат вернул и крестил» эрцо-тианетцев, чартальцев, пховцев, цилканов и других горцев, которые ранее ушли в Тушетию, опасаясь крещения.

Пожалование Трдатом III титула бдешха правителю хонов (масаха-хонов)

Пожалование Трдатом III титула бдешха правителю хонов (масаха-хонов) было вызвано, несомненно, главенствующей ролью хонов в регионе и их военно-политическим превосходством. Включение предводителя масаха-хонов в число придворных армянского царя следует рассматривать не только как дань традиции, согласно которой «Арменией» в то время считалась не только национальная, коронная часть армян, а вся восточная часть Южного Кавказа, но и как отражение реальной военно-политической ситуации: нахские хоны (масаха-хоны) тогда контролировали проходы Центрального Кавказа (отсюда название Пахак хонов – Ворота хонов).

После смерти Трдата III (330 г.) нахские хоны в составе коалиции маскутского царя Санесана вторгаются в Армению. Как показывают последующие события, поражение маскутского царя в этой войне имело далеко идущие последствия. Победа Армении над объединенными войсками маскутов, албанов и хонов (масаха-хонов), а также гибель маскутского царя Санесана Аршакида имела важное военно-стратегическое значение. С одной стороны, пошатнувшаяся было позиция Армении вновь усилилась; с другой стороны, на смену сошедшему с политической арены Маскутскому царству выдвинулось объединение хонов, начавшее устанавливать свое господство и над Албанией, в связи с чем, как было отмечено выше, древнеармянские авторы называют хонского царя также и царем Албании.

О политической перегруппировке, произошедшей в Албании после битвы под Валаршапатом в 335/336 г., можно прочесть и в сообщениях Фавста Бузанда. Однако при этом следует помнить, что, согласно многим источникам, царствовавшие в Персии, Армении, стране маскутов и стране кушан династии ведут начало от парфянского царского рода Аршакуни (Аршакиды) и все их представители считались родственниками. Так, Фавст Бузанд маскутского (албанского) царя Санесана называет братом армянского царя Хосрова («армянский царь Хосров уклонился от встречи со своим братом, то есть мазкутским царем Санесаном»). Когда же после битвы под Валаршапатом Хосрову принесли отрубленную голову Санесана, то он сильно разгневался, а затем «расплакался и сказал: «Братом он был моим, родом Аршакуни».

Царь Пап и Урнайр. 

Совершенно иная ситуация наблюдается в отношениях армянского царя Папа и хонского (албанского) царя Урнайра. Согласно Фавсту Бузанду, после битвы при Дзираве (371 г.) царь Пап был разгневан по поводу того, что полководец Мушег Мамиконян не убил на поле боя хонского царя Урнайра, а даровал ему жизнь, и поэтому обвинил полководца в предательстве. Здесь ничего не сказано о принадлежности хонского царя Урнайра к роду Аршакуни и о его родственных связях с армянским царем. Как сообщает Фавст Бузанд, Мушег Мамиконян лишь говорит: «Я на царя, на человека, носящего венец, не поднимал, не поднимаю и не подниму руки», т.е. он сохранил Урнайру жизнь лишь потому, что тот был царем и носил венец. А если бы Урнайр принадлежал к роду Аршакуни, т.е. был бы фамильным братом армянского царя, то в своем ответе непременно привел бы этот веский аргумент в свое оправдание.

После поражения в Ошакане в 336 г. маскутские Аршакиды потеряли власть над Албанией и на смену им пришли нахские хоны (масаха-хоны), которые установили здесь свое господство, а их правители получили титулы царей Албании. Таким образом, в середине IV в. нахские хоны, расширив границы своих владений от центральных районов Северного Кавказа до устья реки Куры и побережья Каспийского моря, превратили свое царство в одно из ведущих государств Кавказа.

Царь Албании Вачэ из хонской династии. 

Борьба с Сасанидами. Албанское царство, возглавляемое хонской династией и включавшее в себя нахские и дагестанские объединения, оказало Персидской империи наиболее упорное и длительное сопротивление. Данное обстоятельство следует, наверное, объяснять тем, что к тому времени Албанское царство представляло собой достаточно могущественное государственное объединение. Армянский историк Еише сообщает, например, что «одиннадцать горских царей» Кавказа, объединившись для защиты своей независимости, подняли восстание против Сасанидов. Возглавлял объединенное войско горцев Кавказа албанский царь Вачэ хонской династии.

Разгромив посланные против них персидские войска, горцы освободили свою страну. После неоднократных и безуспешных попыток подавить восстание сасанидский царь Пероз (459–484) обратился за помощью к гуннам-хайландурам, отправив им «много сокровища», после чего в Албанию со стороны Северо-Западного Прикаспия вторглись гунны, а с юга – персы. Горцы во главе с царем Вачэ в течение года противостояли многократно превосходившим их силам противника, нанося им ощутимый урон. Однако около 462 г. Сасанидам с помощью гуннов-хайландуров в конце концов удалось подавить сопротивление горцев. Как свидетельствует Егише: «[Ваче] объединил одиннадцать царей горских народов и противостоял войною полку Ариев, и великий ущерб причинил войскам царским… И хотя его войско ослабло и силы его истощились, все же покорить его они не смогли. Напротив, множество сильных ударов нанес царь Вачэ, и они тоже были изнурены и истощены, либо в сражениях, либо от страшных болезней. Война затянулась, большая часть страны была разорена, но никто от него (от Вачэ) не отступился».

Упразднение Албанского (Хонского) царства. 

Одержав победу, сасанидский царь Пероз упразднил царство хонов (Албанское царство) и все одиннадцать горских царств и княжеств Восточного Кавказа, которые воевали против Сасанидов. Во всяком случае, в последующий период об этих царствах источники ничего не сообщают. На территории Восточного Закавказья Сасаниды провели политико-административную реформу в целях введения прямого правления.

В 428 г. было упразднено Армянское Аршакидское царство и вся восточная часть Южного Кавказа вместе с Восточной Арменией была выделена в отдельную административную единицу Кустак Капкох (Кавказский край), которая, в свою очередь, была разделена на области (марзпанства).

С этого времени хоны (масаха-хоны) перестают упоминаться в письменных источниках, а территория хонов (масаха-хонов) становится известной под названием Цанар. Цанары продолжают контролировать Аланские и Цилканские (Циканские) ворота, а спустя еще некоторое время здесь возникает Цанарское хорепископство и царство.

Выводы. 

Падение нахского государственного объединения в конце I тыс. до н.э. (около 210 г. до н.э.) после Восточного похода Селевкидского царя Антиоха III Великого стало переломным моментом и во многом определило дальнейший ход исторического развития не только нахского, но и других соседних народов Кавказа. В середине и второй половине I тыс. до н.э., в эпоху своего могущества, Нахчаматия явилась надежным щитом с севера, прикрывавшим цивилизации Передней Азии от нашествий кочевых племен Евразии. Лишь после распада нахского объединения, начиная с рубежа новой эры, кочевники стали проходить через Кавказские перевалы и совершать сокрушительные нашествия на страны Южного Кавказа и Передней Азии. Не встречая уже организованного сопротивления, кочевнические племена начали также постепенно проникать в богатые области Нахаматии и оседать здесь. Одновременно в южные области страны начинают постепенно проникать грузиноязычные племена. Происходит постепенное сужение этнической территории нахов. Однако имеющийся материал не дает никаких оснований предполагать, что в рассматриваемое время произошли какие-либо существенные изменения границ расселения нахских племен.

С этого времени (210–208 гг. до н.э.) в Картли первенствующая роль переходит к древнегрузинским племенам, появившимся здесь, в основной своей массе, в период господства Понтийского царства. На территории Картли, до этого входившего в состав нахского государственного объединения, начинается процесс становления собственно Картлийского царства.

После распада нахского государственного объединения теряют смысл и бытовавшие в то время общенахские собирательные названия – нахаматеан, малхи/махли, мосхи/масахи, кавкасиани, и др. под которыми страна нахов была известна среди соседних народов. Поскольку процесс формирования единого нахского народа был прерван и полное слияние нахских племен не было завершено. На рубеже новой эры нахи известны уже по названиям отдельных нахских племенных групп, которые занимают практически ту же территорию, которая была известна как Нахчаматия (Малхия, Кавкасиани, Масахия и др.).

На рубеже новой эры на историческую арену выходят южнонахские племена гугары и хоны, создавшие крупные государственные объединения на Южном Кавказе. Нахские гугары и хоны на протяжении нескольких веков играли большую роль в судьбах стран и народов Южного Кавказа. Их подлинную историю еще предстоит изучить исследователям.

Источник: Ахмадов Я.З., Гумба Г.Д., Курумов Д.С., Хасмагомадов Э.Х. История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни с древнейших времен до конца XV века. Москва-2019г. – 686 с.

Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"