Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Наш край при первобытнообщинном строе


Просмотров: 33 118Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Начало коневодства у вайнахов.

 

Ближе к вопросу контактов Кавказа и Передней Азии находится и проблема появления ездовой лошади на Северном Кавказе, и в частности в древней Чечено-Ингушетии, где так же, как близ г. Майкопа и в районах Прикубанья, найдены древнейшие металлические псалии (принадлежность уздечного набора). Эти уникальные находки были найдены ученым Р. М. Мунчаевым в одной из богатых могил Бамутского курганного могильника в 1965 году. Сегодня хорошо известно, что в 3-ем тыс. до н. э. лошадь уже была приручена на территории современной Украины, в Поволжье и в Двуречье (Месопотамия).

 

Трудно сказать, с какой из этих зон лошадь проникла на Кавказ - со стороны степей или из Месопотамии. Имеется в виду одомашненная лошадь, поскольку дикая была известна в Грузии еще в мезолитическую эпоху - 10-5 тысячелетий назад. Но в любом случае, в 3-ем тысячелетии до н. э. одомашненные ездовые лошади, хоть и мало, но были известны на Северном Кавказе, в том числе и далеким предкам вайнахов. Об этом говорят и найденные при раскопках кости лошадей, и уже названные псалии, обнаруженные в Бамутских курганах. Владели в то время лошадьми только представители родо-племенной знати, потому что эти животные стоили дорого, и люди со средним достатком, не говоря о бедных, не могли их приобрести. Так, исследователь Р. М. Мунчаев приводит пример по Месопотамии, где в XIX-XVII веках до н. э. цена лошади составляла 2,5 кг серебра, что соответствовало примерно цене за 5-6 рабов или 10 га земли.

 

Земледелие, животноводство и металлообработка.

 

Но, пожалуй, самыми важными сторонами жизни древних кавказцев были земледелие и металлообработка. Советские ученые отмечают, что на Северо-Восточном Кавказе носителями раннеземледельческой культуры были народы, говорившие на языках нахо-дагестанской группы, то есть вайнахские и дагестанские народы. Кроме того, культурная лексика языков этих народов свидетельствует о высоком уровне их хозяйственного и культурного развития. Есть основания полагать, что пранахско-дагестанские племена были создателями раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа.

 

Это подтверждают и исконно вайнахские названия, связанные с землей, земледелием: ирзу - раскорчеванная земля, засеянная поляна; охана - пахота; саз - ил; урд - надел; карсол - отводной канал; боь - горный чеснок; воьта - лен; орма - обмолоченный лен; сое - особый вид ржи; асар - сорняк и др., а также названия домашних животных в нахских языках: авст - коза; б1арза - мул; сту - бык, вол; уьстаг - баран; хьакха - свинья и др. Приведенные примеры вполне убеждают нас в том, что в глубокой древности у вайнахов существовали земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса, льна; животноводство с разведением овец, коз, крупного рогатого скота и свиней и др. животных, как-то: буйволов, лошадей.

 

Развитие животноводства и земледелия ускорило отделение ремесла как самостоятельной отрасли. Обособившись, ремесленное производство стало обслуживать и земледелие, и животноводство. "Нет человеческого занятия, которое было бы оплетено золотым кружевом народных сказаний богаче, чем ремесло кузнеца, переносимое почти у всех народов мифологическими и легендарными понятиями в глубочайшую древность. Как в Библии задолго до потопа родится Тубалкаин, мастер искусный во всякой медной и железной работе, так и в "Ригведе" Твашта кует грозному Индре громовую стрелу", - читаем у известного лингвиста О. Шредера. А вспомним древнегреческого бога огня и кузнечного дела Гефеста и выкованный им щит Ахилла, одного из главных героев поэмы Гомера "Илиада". Став общегреческим богом и покровителем ремесла, Гефест конкурирует с более древним Прометеем. Интересно отметить, что и в чеченском устном народном творчестве есть кузнец по имени Пхьармат (Пхьармак), который "был любимцем всех нартов. За доброе слово для них из холодной бронзы он ковал кольчуги, мечи и щиты".

 

Древнейшее слово пхьар в нахских языках означает кузнец, мастер, ремесленник. От пхьар происходит и слово пхьалг1а - кузница. Как и легенда, так и названия кузнеца, кузницы говорят о том, что металлообработка была известна на Северном Кавказе с глубокой древности. Как известно, первым металлом, известным человечеству, является медь. Медные орудия на территории Чечено-Ингушетии известны с 3-го тыс. до н. э. Как доказывают ученые, слово медь - ц1аст относится к исконному пласту нахской лексики. Впоследствии, с заимствованием из тюркских языков слова йез (гез), где оно означало "латунь, медь", этим словом стали называть желтую медь.

 

Как уже отмечалось, эпоха медно-каменного века сопровождалась активным развитием земледелия, животноводства, металлообработки и гончарного производства. На этом этапе истории горцы вовлекаются в орбиту культурно-экономических связей со смежными регионами, а также с отдаленными передовыми цивилизациями Древнего Востока.

 Вайнахи в эпоху бронзы (4-5 тысяч лет назад).

 

Вместе с тем очень трудно отделить, а точнее найти границу, отделяющую медно- каменный век от следующей за ним эпохи бронзы, ибо ее истоки теряются в том же 3-ем тысячелетии до н. э. Археологические памятники 3-2-го тыс. до н. э. найдены у селений Ведено, Хасав- Юрт, Гуни, Курен-Беной, Мескеты, Шарой, Шали, Закан-Юрт, Галашки, в окрестностях г. Грозного и во многих других местах. В то время предки вайнахов умерших хоронили в курганах (в степях и предгорьях), а в горах - в грунтовых могилах и каменных склепах. В таких могилах найдены: глиняные сосуды с красивым орнаментом; изделия из металла: бронзовые ножи, топоры, булавки для скрепления одежды, украшения; найдены каменные булавы и боевые топоры.

 

Наиболее яркими памятниками этой эпохи, то есть времени средней бронзы, следует назвать могильники у селений Новые Аршты, Саади-Котар, Харсеной и особенно Гатын-Кале (ныне село А. Шерипово). Здесь были обнаружены сосуды разных форм и размеров. В. И. Марковин отмечает, что эта керамика содержит явные и даже преобладающие черты влияния керамического мастерства древних дагестанских и закавказских племен. Не менее интересны металлические изделия (топоры, ножи, шилья, иглы, булавки, браслеты, височные (ушные) подвески, бусы и др.).

 

Химический анализ показал, что они сделаны из меди и бронзы. Аналоги им в массовом количестве найдены по всему Кавказу. Следовательно, древневайнахские мастера по металлу шли в ногу с общей модой, а это, в свою очередь, является еще одним доказательством налаженных контактов между народами большого кавказского региона.
Нельзя не упомянуть и об изделиях из камня (топоры, булавы, топоры-мотыги), кости (подвески-украшения, проколки-шилья и другие предметы), а также бусы из различных материалов (агат, сердолик, горный хрусталь, известняк, стеклянная паста разных тонов - белого, голубого, сине-зеленого и розоватого).

 

Эти и другие предметы позволяют сделать выводы о том, что Гатын-Калинский могильник датируется 1700-1400 гг. до н. э. Он оставлен местным населением, жившим в Шатоевской котловине. Эти люди пользовались широким ассортиментом вещей, которые шли на Северный Кавказ через Закавказье из стран Востока.

 

В рассматриваемое время люди не уходили с обжитых мест, наоборот, более благоустраивались в старых общинах, продолжали пользоваться прежними кладбищами. Одновременно, по мере роста населения, возникали новые поселения.

 

стр. 3



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"