DataLife Engine / Чеченцы Панкиси (Кистинцы)

Чеченцы Панкиси (Кистинцы)

Чеченцы Панкиси (Кистинцы)

Панкисское ущелье, расположенное в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии, на территории Ахметского района, на рубеже ХХ—ХХI веков стало широко известно в связи с развивавшимися там политическими процессами. Совсем другая ситуация складывалась здесь на рубеже ХIХ—ХХ веков, что и является темой данной статьи.


Основное население ущелья составляют кисты или кистины, которые фактически являются чеченцами, переселившимися в массе своей в первой половине ХIХ века из горной Чечни. Согласно этнографическим данным первое поселение кистов в Панкиси возникло приблизительно в 1826 году. Тогда здесь поселился основатель села Дуиси с родственниками. Немного позднее, во времена имамата Шамиля (конец 1840-х гг.), было основано село Джоколо. Третьим возникло селение Омало, остальные — позже. Компактное переселение кистов было завершено к 1860 году, хотя единичные случаи имели место и намного позднее. В Панкиси переселялись выходцы из горных малоземельных ущелий на границе с Грузией: Майиста, Мелхиста, Терлой, Хильдихарой, Хачарой и Гезехой (Итумкалинский район), также были переселенцы из ингушей — галашевцев и джераховцев и аварцы из Дагестана, в основном мусульманские проповедники. Кроме того, в ущелье живет около тысячи беженцев из Чечни, переселившихся сюда в 1990—2000-е годы. Кисты живут в следующих селениях Панкиси (данные переписи населения Грузии 2002 года смотрите в таблице).[banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]
На данный момент кисты составляют большинство населения и в селе Думастури, откуда за последние девять лет выехало большинство осетин. В целом в селах Ахметского района (33,07 тыс. жит.) кисты на 2002 год составляли 20,9% населения, а вместе с чеченцами — 24,1%. Сейчас почти все кисты — мусульмане. Особенно повысилась религиозность кистов после прибытия сюда чеченских беженцев. М. Вачагаев закономерно заключает, что именно под влиянием чеченских беженцев в ущелье произошли очевидные изменения в пользу большой исламизации данного региона. Сегодня в ущелье действуют несколько мечетей: две в Дуиси, по одной в Омало, Джоколо, Биркиани, Цинубани, ШуаХалацани. При этом в ущелье уже нет ни одной реально действующей церкви.

Извлечение из статьи "ИМАМ ТРЕХ НАРОДОВ ИСА-АПАНДИ ТАШАЗУЛ"  Новое Дело. 29 Ноября 2011

Шабанов Марко

4-01-2012
Вернуться назад