DataLife Engine / Исторические области Чечни. Ичкерия

Исторические области Чечни. Ичкерия

Ичкерия – самая восточная область Чечни, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. Название ее образовано, по всей видимости, от кумыкского «ичи ери» – внутренняя земля, область. Интересную трактовку наименованию дал И.В. Попов, автор работы «Ичкеринцы», посетивший этот край в конце XIX века: «Ичкерия состоит из двух слов: «ич» и «гери».  Упомянутые слова переводятся кумыками так: ич – средина, гери – ровная местность среди возвышенных гор. Кроме того, слово «гери» как в отношении одного лица, так и целого народа означает, что он был когда-то богатым и сильным, но вследствие различных исторических обстоятельств потерял свое значение и сделался бедным и слабым». 


Территория Ичкерии была заселена чеченцами, так же как и Чеберлой, не ранее XV века. Представители большинства ичкерийских тейпов считают себя потомками выходцев из западных районов Кавказа. Основным перевальным пунктом этой миграции и, по всей видимости, столицей средневековой Чечни был Нашха. 


Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярыксу и Акташ были представители тейпов Пешхой и ЦIечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Башлам есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аьккхийн-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-керисти (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-керисти вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой и ЦIечой. Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было». [banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья. 


По одной из генеалогических легенд, основателем Ичкерии был Молкх, переселившийся сначала из МIайста в Нашха, а оттуда вместе со своим сыном Тинин Вуьсу в Ичкерию. 
При переселении чеченцы для того, чтобы закрепить свое право на эту землю, назвали ее «Нохчи-Мохк» – «земля чеченцев», как это часто бывает при колонизации. 


В Позднем Средневековье здесь собирался чеченский Мехк-кхел. Об этом, кстати, также писал И.В. Попов: «Курган, заметный на возвышенности, сделан усилиями человеческого труда: он насыпан руками людей, как говорит предание. Место это, центр Ичкерии, служило сборным пунктом для старейшин ичкерийцев, жизнь которых, переходя фазисы своего развития, потребовала, наконец, более правильных социальных отношений... Первая встреча на горе Кхетташ-корт не была последнею: сюда собирались для изменения адата, если он был неприменим к условиям общественной жизни. Единственный способ решения тяжб, какого бы свойства они не были, был приговор медиаторов, выбираемых как истцом, так и ответчиком. Приговор этих старейшин не допускал апелляций, и тяжущиеся свято исполняли их постановления. В тех же спорных случаях, на которые еще обычая не существовало, ичкерийцы-старейшины отправляли в Нашха, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый обычай, по мнению чеченцев и ичкерийцев, существовал в Нашха». 
Согласно фольклорным и историческим данным, каменная боевая башня с пирамидальной кровлей стояла у аула Хорочой. При раскопках возле ее развалин были обнаружены археологические материалы ХIV–ХV веков. В XIX веке была выпущена почтовая открытка с ее изображением. 


По преданию, до прихода в Ичкерию колонистов из Нашха здесь жили орстхойцы. Некоторые башни в Ичкерии, которые упоминаются в старинных легендах, связываются с их именем. 

20-03-2012
Вернуться назад