DataLife Engine / О подготовке национальных медицинских кадров в Чечне в ХХ–ХХI вв .

О подготовке национальных медицинских кадров в Чечне в ХХ–ХХI вв .

О подготовке национальных медицинских кадров в Чечне в ХХ–ХХI вв .

Впервые чеченцы соприкоснулись с профессиональными медиками после окончания Кавказской войны и установления в 1870 г. военно-народного управления в Терской области, куда и вошла Чечня в виде округов. Это были участковые фельдшера сельско-врачебной части, окружные: врачи, фельдшера, повивальные бабки. Первыми «профессиональными» медиками из числа чеченцев можно считать оспопрививателей. В тот период согласно Положению об оспопрививании 1865 г. необходимо было повсеместно проводить предохранительные прививки. Для этого привлекали грамотных «туземцев». В 1891 г. в Чечне планировалось привлечь к оспопрививанию трех человек из числа горского населения.

 

В 70-х гг. 19 в. в целях увеличения просвещения среди горцев Кавказа были выделены 100 вакантных мест в гимназиях с введением стипендий, в том числе и в Медико-хирургической академии. Пользуясь этой льготой в 1867 г. в Санкт-Петербурскую медико-хирургическую академию был направлен представитель вайнахов (саноназвание чеченцев и ингушей) Инал Бекбузаров. Спустя год он переводится в Петербургский университет, откуда был исключен в 1869 г. за участие в студенческих беспорядках. Другой представитель горцев, будущий первый врач-балкарец Абай Шаханов, поступил в Медико-хирургическую академию в 1869 г. и успешно окончил ее.

 

Только с установлением советской власти в Чечне остро стал вопрос подготовки национальных кадров, в том числе и медицинских работников. Только медики коренной национальности в те годы могли активно вести целенаправленную профилактическую работу среди населения, что было особенно важно в вопросах эпидемических и социальных болезней. Обсуждалась эта проблема на V съезде медработников Горской республики и на VIII конференции грозненских медработников в 1924 г. В 1931 г. журнал «Революция и горец» писал, что «наряду с большими успехами в развитии здравоохранения плохо решается вопрос подготовки национальных кадров, могущих с наибольшим эффектом работать, особенно на селе, где знание местного языка и обычаев народа явились бы большим подспорьем в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, санитарно-просветительной работы, привлечении населения к мероприятиям здравоохранения».

 

Первым среди чеченцев обучался научной медицине житель селения Гойты Грозненского округа Терской области Магомед Мусаевич Ахтаханов (1893–1920). Он окончил медицинский факультет Московского Императорского Университета в 1917 г.. 

 

Следующие врачи из чеченцев появились спустя десять лет. Это были Джунаид Хизриевич Курумов (1895–1945) и Юсуп Ковраевич Эльдарханов (1898–1981), которые в 1928 г. успешно окончили медицинский факультет Северо-Кавказского государственного университета в Ростове на Дону [4]. Спустя еще 12 лет Чечено-Ингушетия получила четвертого врача из чеченцев – в 1940 г. Ростовский медицинский институт окончил Шахаб Шапиевич Эпендиев (1912–1975).

 

По данным Т.З. Ахмадова (2009), перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. Дагестанский государственный медицинский институт окончили Умар Даудович Цутиев (1911–1971), Мусост Султанович Баймурзаев (1915–1966), Ахмад Товсултанович Абдулаев (1916–1965), Усман Хамидович Келоев (1916–1981). Спустя два года его окончил и Салаудин Лаудинович Абубакаров (1921–1983). В 1943 г. в этот институт поступил и будущий первый чеченский доктор медицинских наук Шерпудин Амирович Алиев (1927–1989). Досрочно, в связи с войной, после 4 курсов обучения в 1941 г. из Азербайджанского государственного медицинского института был выпущен Магомет Абуевич Сулаев (1920–1992). Образовательный процесс в республике был прерван в 1944 г., в связи с актом депортации чеченцев, ингушей и других народов Кавказа с исконных земель в Казахстан и Среднюю Азию.

 

Значительный шаг в подготовке первых национальных медицинских кадров среди чеченцев и ингушей был сделан в период депортации в 1944–1957 гг. в Казахской ССР и Киргизской ССР. Чеченские и ингушские юноши и девушки после окончания средних школ поступали в высшие медицинские учебные заведения. Однако был установлен определенный порядок обучения детей спецпереселенцев, по которому учащийся по разрешению спецкомендатуры НКВД имел право переезда к месту нахождения вуза, но без права выезда за пределы республики, как во время обучения, так и после окончания учебного заведения. За период депортации в медицинские вузы Казахстана и Киргизии поступило более 60 чеченских юношей и девушек. Сведениями о чеченских выпускниках медицинских училищ Казахстана и Киргизии авторы не располагают, но изучение этого вопроса предполагается.

 

В 1957 г. уже в восстановленной Чечено-Ингушской АССР на повестку был поставлен вопрос обеспечения населения, особенно в сельской местности, специалистами из числа жителей коренной национальности. В этот же год в медицинское училище вне конкурса было принято 30 человек из числа чеченцев и ингушей. В соответствии с решением Совета Министров РСФСР по целевым направлениям, с предварительным отбором на месте, в медицинские институты, в основном Юга России, по определенной квоте стали направлять лучших выпускников средних школ республики. При этом участие во внутреннем (местном) конкурсе в первые годы принимали исключительно чеченцы и ингуши. Позже Чечено-Ингушский обком КПСС своим постановлением от 18 февраля 1960 г. «О мерах по улучшению подготовки педагогических и медицинских кадров и закреплению их на работе в республике» изменил это положение – на внеконкурсные места стали направлять и выпускников русскоязычного населения, что в конечном итоге привело к уменьшению числа чеченцев и ингушей, поступающих в иногородние вузы . Соответственно, уменьшилось и число возвращавшихся выпускников на работу в республику, что в свою очередь снижало обеспеченность медицинскими кадрами.

 

Свою историю имеет и вопрос подготовки врачей в самой Чечне. Первая попытка организации медицинского института в Грозном, на наш взгляд, состоялась в ноябре 1931 г., когда вышло постановление Чеченского обкома ВКП (б) «Об организации в г. Грозном медицинского рабфака для национальных областей Северо-Кавказского края» и было дано поручение облздраву и облоно «немедленно развернуть работу по вербовке в рабфак чеченских кадров». Мы не обладаем более другими сведениями об итоге этой работы (нет архивов), но предполагаем, что инициативу открытия медицинского вуза в Грозном перехватили – в марте 1932 г. решением ДагЦИКа открыли медицинский институт в Махачкале (для чеченцев было выделено 15 мест), а в январе 1939 г. «с целью подготовки национальных кадров из числа молодежи республик Северного Кавказа» медицинский институт открыли и в г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ). 

 

В конце 70-х гг. ХХ в. по инициативе Минздрава ЧИАССР вновь был поднят вопрос об открытии медицинского факультета в местном университете, однако успеха эта идея не имела.

Открытие данного факультета в Чечено-Ингушском государственном университете им.Л.Н. Толстого состоялось 1 сентября 1990 г. Первой на факультете была организована кафедра анатомии и гистологии. Кафедры по общим дисциплинам были межфакультетскими. На работу в университет были приглашены профессора и преподаватели из других вузов страны, и таким образом у истоков медицинского факультета стояло четыре доктора и три кандидата медицинских наук. На первый курс были приняты 150 студентов, из них менее половины были чеченцы и ингуши. Из числа поступивших около 40 человек закончили ЧГУ в 1997 г., остальные выехали за пределы республики из-за тяжелых условий жизни на тот период и военных действий на территории Чечни (1995–1996 гг.).

 

В настоящее время (январь 2011 г.) на медицинском факультете ЧГУ 16 кафедр, работает 16 профессоров и докторов наук, 36 кандидатов медицинских наук, обучается на шести курсах 1690 студентов. Всего профессорско-преподавательского состава 134 человека. За время существования факультета подготовлено 1300 врачей. Только за последние 10 лет принято 2550 студентов.

 

В Чечне легче решился вопрос с подготовкой медицинских работников среднего звена. Обучать чеченских юношей, и особенно горянок, в единственной в Терском крае фельдшерско-акушерской школе (учреждена в 1920 г. в г. Владикавказе) было проблематичным [5]. Изучивший в 80-х гг. в Центральном государственном архиве ЧИАССР вопросы становления здравоохранения Чечни до 1937 г. П.Б. Виноградов (2003) отмечает, что попытка готовить медицинских сестер на 4-месячных курсах в данной школе из 10 женщин-горянок не увенчалась успехом [14]. Ставился даже вопрос о переводе медтехникума из Владикавказа в Грозный.

 

По ходатайству Северо-Кавказского краевого отдела здравоохранения и в соответствии с решением коллегии НКЗ РСФСР в октябре 1930 г. в Грозном был открыт медицинский техникум для подготовки медицинских сестер общей практики и детских (медсестер матмлада), акушерок, а позже и фельдшеров. Для техникума было выделено здание бывшей поликлиники по ул. Субботников, 33 (предположительно бывшая Беликовская – Т.А.) . В марте 1931 г. решением Президиума Чеченского облисполкома при медицинском техникуме была организована подготовительная группа из «националов-чеченцев на 50 человек», выделив при этом дополнительно в годовую смету техникума 13750 рублей.

 

По данным В.Г. Василенко (2006), на подготовительное отделение со сроком обучения от одного года до трех лет принимали женщин-горянок, окончивших курсы ликвидации безграмотности (ликбез), а лица, окончившие школу-трехлетку или школу-пятилетку, принимались на основное отделение [3]. В год открытия медицинского техникума директор и преподаватели ездили по аулам и агитировали национальную молодежь, особенно горянок. В итоге из чеченцев поступило на подготовительное отделение 26 человек, среди них были две женщины-горянки [19]. В литературе нет единого мнения по количеству принятых в первый набор – приводятся следующие цифры: 100, 113, 139, 150 человек [3, 14, 19, 20]. Возможно, это связано с тем, что они взяты из разных архивных справок и отчетов на начало учебного года или на конец учебного года (ЦГА ЧИАССР, ГАСК), или же одни считали, а другие нет слушателей подготовительной группы. 

 

На основании данных литературы и собственного опыта, мы предполагаем, что медтехникум был открыт на 100 мест, затем местные власти открыли подготовительную группу на 50 мест, что в итоге и составило 150 мест. Уже в процессе учебного года было 139 учащихся. На конец 1930–1931 учебного года осталось 113 человек. Данный расклад, по нашему мнению, и объясняет приведенные выше цифры. Однако для единообразия в этом вопросе следовало бы придерживаться данных, которые приводит П.Б. Виноградов (2003) – в первый год принято 139 (на стр. 65 его книги опечатка – «129») человек, из них по социальному составу: рабочих – 73, батраков и бедняков – 66 [14]. Если вначале лиц коренной национальности среди учащихся техникума было мало, то в конце 40-х гг. они составляли четверть от общего числа учащихся [3]. Из числа выпускников медицинского училища в 1940 г. в медицинских учреждениях ЧИАССР уже работало 1434 человека среднего медицинского персонала – в городе 894 и в сельской местности 540.

 

На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 8 сентября 1936 г. «О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров» зубных врачей в стране стали готовить в зубоврачебных школах с трехлетним сроком обучения и образовательным цензом не ниже семи классов. Зубоврачебную школу открыли в 1936 г. и в Грозном. В 1939 г. и 1941 г.

 

Грозненскую зубоврачебную школу окончили и стали первыми чеченскими зубными врачами Джамилия (Кися) Османовна Арсанукаева (Аслаханова) (1914–1998 гг.), Султан Ахматович Хамиев (1916–1973 гг.), Магомед Джабраилович Дудаев (1917–1978 гг.), Эльси Альтемирович Альтемиров (1917–1996 гг.), З.С. Вагапова и др.

 

В 1937 г. была открыта и Грозненская фармацевтическая школа. Среди первых выпускников (специальность – «помощник провизора») 1940 г. была и чеченка – профессиональный фармацевт Тамара Хасиновна Дугаева (1920–1991) [6].

 

Выпускниками Чечено-Ингушского республиканского медицинского училища были Галина Джунковская (1938 г.), Герой Советского Союза; доктора медицинских наук – Ш.А. Алиев (1941 г.), А.О. Бухановский (1961 г.), Х.А. Мусалатов (1963 г.), М.А. Арсанукаев (1964 г.), Х.М. Батаев (1982 г.), Е.А. Вакушина (1987 г.); кандидаты медицинских наук – М.Т. Индербиев (1941 г., в 1963–1975 гг. министр здравоохранения ЧИАССР), П.А. Григоренко (1987 г.), З.С. Арчакова (1999 г.), Т.С. Арчакова (2001 г.).

 

В разное время директорами медицинского техникума (училища) были: Г.Г. Чажаев (1930–

1931 гг.), Ю.К. Эльдарханов (1931–1935 гг.), А.Т. Филипенок (1935–1939 гг.), Н.И. Пащенко (1939 г.), П.С. Коротеев (1939–1941 гг.), В.А. Попель (1941–1961 гг.), З.А. Исаева (1961–1976 гг.) [1]. Позже руководителем Чечено-Ингушского медицинского училища была А.И. Качан (1976–1990 гг.). С 1990 г. училище (ЧБМК) возглавляет Ш.М. Гацаев, заслуженный работник здравоохранения РФ, кандидат медицинских наук, член-корреспондент РАМТН. Заслуга первых руководителей в деле становления училища, его материально-технического оснащения, строительства основного здания и общежития, а в последние годы и восстановления училища после двух разрушительных военных кампаний огромна.

 

В настоящее время в училище работает 80 преподавателей. Среди них 1 доктор медицинских наук, 5 кандидатов медицинских наук, 18 врачей высшей квалификационной категории. Если в конце 40-х гг. ХХ в. ежегодный прием в училище составлял 200 человек, в 1967–1971 гг. – 660 человек, в 1995 г. – 800 учащихся, то за последние 10 лет в училище на все семь отделений принято 8000 учащихся, выпущено более 7 тысяч специалистов. В настоящее время Чеченский базовый медицинский колледж является многопрофильным и многоуровневым учебным заведением, в структуре которого функционируют филиалы, а также имеется собственная учебная база: стоматологическая поликлиника и аптека.

 

Таким образом, если Чечня в 1944 г. перед депортацией имела десять профессиональных врачей из числа чеченцев, то в 2010 г. в Чечне работало 3,5 тыс. врачей и 8,5 тыс. фельдшеров и медицинских сестер коренной национальности. Если в 1959 г.

среди чеченцев был 1 кандидат медицинских наук, то сейчас 37 докторов медицинских наук и 119 кандидатов медицинских наук. В республике мощная сеть лечебно-профилактических учреждений, которая имеет достаточное количество коек, хорошее материально-техническое оснащение, стабильные коллективы медицинских специалистов. 

 

Профессорско-преподавательские составы медицинского факультета и медицинского колледжа постоянно совершенствуют методики преподавания специальных дисциплин и готовятся войти в Болонский процесс образования. Студенты факультета и учащиеся колледжа живут полноценной студенческой жизнью, как и в других субъектах Российской Федерации. Лучшие студенты медицинского факультета в количестве 40 человек в 2008–2010 гг. были направлены для продолжения обучения в медицинские ВУЗы Германии.

 

Несмотря на достигнутое, вопросы подготовки врачей и средних медицинских работников в республике остаются актуальными. Как известно, в России на одно из первых мест в здравоохранении выдвигается проблема повышения качества медицинской помощи населению и соответственно повышение качества медицинского образования [22]. Подготовка врача и медицинской сестры необходима в первую очередь для практического здравоохранения и, естественно, должна соответствовать запросам здравоохранения, а если шире – то и запросам всего общества. При этом состояние клинических баз, на наш взгляд, и является одним из основных факторов, определяющих качество подготовки врача и медицинской сестры на современном уровне.

 

В Чеченской Республике практическая подготовка специалистов страдает не только из-за слабой материально-технической базы медицинских учебных заведений, но и из-за отсутствия адекватной учебной клинической базы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для студентов медицинского факультета и медицинского колледжа. Руководство ЛПУ выделяет под учебные комнаты помещения не всегда соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, чаще по остаточному принципу. В республике остается нерешенным и вопрос постдипломной подготовки врачебного персонала и провизоров, а также непрерывного повышения профессионального уровня. Дискутабелен вопрос количества студентов медицинского факультета ЧГУ и ЧБМК, которое необходимо для поддержания стабильного количественного уровня врачей и средних медицинских работников в республике. На наш взгляд, в вопросах количественной подготовки специалистов для практического здравоохранения следует исходить из грамотно сделанных расчетных показателей потребности врачей и медицинских сестер, как по районам, так и по специальностям. Следует стремиться к соотношению врачей и медицинских сестер как один к трем или один к четырем.

 

Однако вопросы истории становления и развития здравоохранения и медицинского образования в Чечне требуют дальнейшего исследования с привлечением большего фактического материала и на более высоком академическом уровне. Это необходимо не только для улучшения практического здравоохранения, но и для качественного повышения уровня подготовки медицинских специалистов. В период реформирования и модернизации здравоохранения республики руководителям ЛПУ нельзя забывать, что у них с медицинскими образовательными учреждениями цель одна – подготовить грамотных специалистов, которые в первую очередь нужны практическому здравоохранению.

 

 

О ПОДГОТОВКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В ЧЕЧНЕ В ХХ–ХХI вв . © З.Б. КИНДАРОВ ?, Т.З. АХМАДОВ, Х.М. БАТАЕВ, Ш.М. ГАЦАЕВ, С.-М.Н. МЕЖИДОВ

1 Чеченский государственный университет, Грозный

2 Чеченский базовый медицинский колледж, Грозный

Вестник Академии наук Чеченской Республики, № 2 (15), 2011

31-05-2017
Вернуться назад