DataLife Engine / Мир зеленого солнца

Мир зеленого солнца

Мир зеленого солнцаПридумать зеленое солнце легко. Трудно создать мир, в котором оно было бы естественным (Дж.Р.Р. Толкиен).

 

Верь в победу добра над злом, надейся на чудо, не обижай маленьких и помогай старым, пока изо всех сил пытаешься поймать золотую рыбку или, на худой конец, парочку щук, исполняющих желания по твоему хотению и велению, ждешь принца на белом коне или Василису Премудрую, а, может, Прекрасную (а еще лучше и то, и другое сразу). Только помни: ты не в сказку попал!

 

МИР, ОКУНУВШИЙСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ

 

« - Не верится, что все может стать хорошо: как может стать хорошо, когда все так плохо? Но в конце все проходит. Даже самый непроглядный мрак рассеивается, грядет новый день и когда засветит солнце, оно будет светить еще ярче. Герои историй, легенд сто раз могли отступить, но не отступились, потому что им было, за что бороться, им было, на что опереться.

 

- На что мы опираемся, Сэм?

 

- На то, что в мире есть добро, и за него стоит бороться!».

 

Не бродят у нас избушки на курьих ножках, и аленький цветочек днем с огнем не сыщешь – сейчас в моде другие сорта и виды. И уж точно не сделаешь из чудовища принца, владеющего целым царством где-то на острове Буяне.

 

Куда-то подевались мудрые царевны-лебеди, которые и умницы, и красавицы, и никого не расстраивают, смышленые Иваны-дураки, способные стать лучше, и благородные братья-богатыри. Ушли в небытие Королевства кривых зеркал и тридевятые царства – они уже давно стали частью программ туристических туров, а ковры-самолеты сняты с производства.

 

На помощь униженным и оскорбленным не приходят добрые волшебники и тетушки-феи. Чтобы восстановить справедливость, добиться торжества правды, недостаточно пройти огонь, воду и медные трубы: все решают пакеты документов и инстанции, существующие в режиме вечного «технического перерыва» или «важного совещания». Здесь, пожалуй, гораздо более уместен Франц Кафка со своим «Замком» или, того страшнее – «Превращением», нежели кривые зеркала, которые можно было бы разбить и тем самым победить зло.

 

 

СКАЗКА – ЛОЖЬ, НО ЧТО-ТО В ЭТОМ ЕСТЬ

 

- Это вообще удивительно, что вы решили поговорить о сказках. Им никто не придает значения, между тем – тема важная, – говорили мне мои собеседники – Исмаил Мунаев, заведующий сектором литературы и фольклора АН ЧР, и Разет Гримсолтанова, психолог.

 

«Сказочная» тема впервые всплыла в юности, когда в фонотеке было изрядное количество песен «Короля и шута». Как вы понимаете, тогда эта тема вернулась на свое место также быстро, как и всплыла – дело было молодое.

 

На этот раз о сказках заставил задуматься цикл мультфильмов по сказкам А. Пушкина. И, как оказалось, не зря: сказки – это важно.

 

Сказка – это всемирное культурное явление, появление которого связано с древними языческими обрядами.

 

По сути, в чеченских народных сказках нет ничего оригинального и нового: сюжеты, герои, жанры – все как у других народов. Важно другое: они у чеченцев есть. Народы тем и отличаются – наличием или отсутствием сказок.

 

Географические и исторические условия обусловили возникновение их в фольклоре чеченского народа. Более того, утверждает ученый, сказки свидетельствуют о том, что чеченцы достаточно тесно взаимодействовали с соседними народами:

 

- Сказка выполняла целый набор функций, первая из которых – воспитание. Сказками не только объясняли детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Ими объясняли суть взаимодействия всего живого в этом мире: человека, растений, животных, водоемов, природных явлений. Кроме того, сказки воспитывали в людях гуманное отношение к животным, сострадание.

 

Помните, как животные говорили царевичам: «Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе еще пригожусь»? А угнетенным девушкам, таким как Золушка, они помогали: то пшено перебрать, то ковер сплести.

 

Во времена, когда наука и техника не были развиты настолько, чтобы стать частью жизни человека так, как это происходит сегодня, воспитательные процессы, да и преемственность поколений шли через фольклор. Ключевое место, как ни странно, отводилось сказкам.

 

По большому счету это вполне понятно: сказка – самая доступная форма для понимания и осознания ребенком принципиально важных жизненных установок и принципов (добро, зло, дружба, предательство, верность, гуманизм). Кроме того, она позволяет в иносказательной форме преподнести некоторые явления, которые трудно объяснить рациональным языком. Ну, и, безусловно, яркость, красочность сказочного языка как литературного жанра будит детское воображение, заставляя ребенка представить себе и летучий корабль, и конька-горбунка, и ковер-самолет, и даже непонятное чудо-юдо.

 

- Сказками даже лечили, представляете? Они вселяют уверенность, надежду. У сказки всегда счастливый конец, а это важный фактор, поскольку именно в детстве закладывается уверенность в победе торжества добра над злом, - говорит И. Мунаев.

 

И если с научной точки зрения все понятно, то с точки зрения психологии возникают вопросы. Ну, например, стоит ли верить в сказку?

 

- Конечно, стоит! – ответил академик без единой темы сомнения.

 

- Почему?

 

- Потому что человеку необходимо верить. Понимаете, как бы тяжело ни было человеку, он верит в Бога, в добро, в его победу. А вера в победу добра к нам идет из сказок.

 

А ЕСЛИ «ПЕРЕВЕРИЛ»?

 

Дело в том, что нередко дети настолько увлекаются верой в сказку и, будучи уже взрослыми людьми, портят жизнь не только себе, но и окружающим. Почему? Да потому что одни ждут принца на белом коне, в распоряжении которого находится как минимум полцарства, добрые любящие родители, желательно живущие в другой половине царства и куча преданных слуг.

 

Другие ищут в каждой прохожей мудрую красавицу, которая полюбит, выйдет замуж и решит своими мудрыми решениями все проблемы супруга. И все – и первые, и вторые - ждут кого-то, кто даст денег, сделает всю работу и устроит личную жизнь. Тут уж сказочный мир дает немало вариантов: и щука, исполняющая желания, и золотая рыбка, и всевозможные феи и колдуны. Утрирую, но, как выяснилось, такая проблема действительно существует.

 

- Есть люди, увлекшись теми же романами, которые, по сути, тоже являются сказками, настолько погружаются в этот мир, что начинают требовать от окружающих в реальной жизни идеалов, о которых начитались, – говорит Разет Гримсолтанова, – и когда не происходит ничего волшебного, сказочного, они не могут понять, в чем причина.

 

Существует такое понятие как инфантильность, включающее в себя вопросы личностной зрелости. Инфантильные люди, как правило, застревают в детстве и отказываются признать тот факт, что реальность не совпадает ни с романами, ни со сказками. Это связано с тем, что человек просто не готов взять на себя ответственность за что-то и ему проще притвориться маленьким и ждать, когда проблемы решат другие.

 

Вообще, сказки оказывают сильное влияние на детей. И это касается не только воспитательного момента, закладывания понятий о добре и зле. Речь идет и о моделях социального поведения, и о развитии интеллекта ребенка, поскольку сказки связаны со словесно-логическим видом мышления. Сказка в этом случае выступает, скажем так, тренажером для интеллекта ребенка.

 

- Разет, а можно ли понять, что ребенок ушел в мир сказки, оторвался от реальности? Есть «симптомы»?

 

- Восприятие сказки ребенком зависит от родителей, ведь чаще всего именно они читают их детям. И здесь проблема заключается в том, что родители предлагают ребенку лишь один возможный вариант развития событий – сказочный. Недостаточно просто прочитать сказку, в которой чаще всего все заканчивается хорошо. Мы знаем, что детские фантазии не имеют границ и, оставшись наедине с собой, ребенок погружается в нереальный мир. В идеале с ребенком нужно поговорить о том, что он услышал, обсудить и понять, что его впечатлило, запомнилось. Исходя из этого, уже объяснить ему, что существует другой вариант развития событий, может быть, не такой приятный как в сказке, но приближенный к реальности.

 

Дети – очень открытый и непосредственный народ, и любые признаки его погружения в нереальный мир будут видны сразу. Кроме того, в детском возрасте очень ярко проявляются характерные черты того или иного темперамента, в соответствии с которым можно предположить, каким образом он воспринимает те или иные явления.

 

- Как быть с противоположной ситуацией, когда человек рационален настолько, что абсолютно не признает чуда, хорошего исхода?

 

- Полное отрицание – это тоже крайность, а значит – отклонение. Если ребенок отрицает наличие какого-то волшебства, свойственного для детского возраста, скорее всего это связано со страхами. Но это отрицание характерно скорее для взрослых и связано как раз с тем, что человек столкнулся с реальностью, перестроившей его представления, сформированные в детстве на основе прочитанных сказок. И для того, чтобы снова не испытать боль и разочарование, он полностью отрицает чудо, удачу. Это защитная реакция.

 

- Разет, сказка и чудо – это одно и тоже? Да, чудо есть в сказках, но в жизни мы говорим: не верь в сказки, но верь в чудо.

 

- Понимаешь, в чудо взрослому человеку верить проще, потому что он понимает, что оно от него не зависит, но может с ним произойти и при этом не делает его ребенком. Это тоже своего рода защитная реакция: в действительности он верит в сказки, но не хочет это признать, потому что взрослый и серьезный. С чудом проще, его легче принять и говорить о нем вслух. И потом, в отличие от сказки, у которой есть начало, середина и конец, у чуда нет ни начала, ни конца – оно просто внезапно возникает. Взрослый человек, признающий реальность, зачастую суровую, не допускает в ней наличие сказки, но допускает наличие чуда. Любой человек хочет в своей жизни сказку, но признает лишь чудо, потому что взрослый и серьезный. Сказка – детское, а чудо – взрослое, – улыбнулась Разет.

 

К какому выводу нужно было прийти после этих бесед? Сказка – это хорошо, но если не так как надо, то – чревато. А как надо? Надо пережить ее вместе – родителю и ребенку, и тогда будет как надо: все останутся в реальности, но будут верить в… чудо, потому что с чудом проще и краснеть не придется. Надо, надо в нее верить, но при этом понимать, например, что жизнь нельзя вернуть, поэтому нужно ценить ее, пока она есть, и, безусловно, не отнимать ее.

 

А кто-то говорит, что сама жизнь это и есть чудо. Тогда почему мы считаем чудом только свою жизнь? И этот вопрос уже ни к академику, ни к психологу. Несказочная складывается ситуация…

 

 

Виктория ХАН

Источник: msmena.ru

21-06-2017
Вернуться назад