DataLife Engine / Чеченская свадьба

Чеченская свадьба

Свадьбы в чеченских семьях устраивались, как правило, осенью и зимой. Считалось нежелательным вступать в брак в апреле «бекар – бут» – месяц кукушки, мотивируя тем, что кукушка не имеет своего гнезда.

 

Основными формами брака были: браки по сватовству, браки умыканием, браки по обоюдному согласию молодых без предварительного уведомления родителей. Адат и шариат запрещали браки мусульманок с иноверцами. Строго соблюдали принцип экзогамии. При выборе будущего жениха или невесты (и, соответственно, и будущих родственников) чистота крови и безупречность репутации ставились выше материального фактора. Многоженство, несмотря на глубокую степень внедрения ислама в конце XIX – начале XX в., не было распространенным явлением у чеченцев.

 

Любая из названных выше форм брака состояла из нескольких этапов:

а) выбор невесты;

б) сватовство («побег», умыкание невесты);

в) свадьба;

г) послесвадебные обряды.

 

Каждый этап представлял собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего дела. На свадьбу у чеченцев собиралось много народу: близкие и дальние родственники, соседи и т.д., причем для этого не требовалось приглашения, так как любой пришедший – уже желанный гость. Жених и невеста в свадьбе участия не принимали. Народная свадьба у чеченцев всегда была насыщена музыкой, песнями, танцами, красочными ритуалами.

 

В день свадьбы происходил «смотр» одежды невесты, которая приносилась из дому в день свадьбы или за несколько дней до свадьбы, а женщина, принесшая ее (одежду), одаривалась.

 

У чеченцев, сразу же после завершения свадьбы, совершали обряд включения новобрачной в хозяйственную жизнь семьи. Для этого пеклись пироги «ч1епалгаш». В один из них втыкалась иголка из подола свадебного наряда. Молодежь с песнями и танцами вместе с невестой отправлялись к роднику. Обряд назывался «нускал хит1е даккхар» – отводить невестку к воде.

 

Здесь ч1епалг с иглой бросали в воду и стреляли в него. Затем зачерпывали воду и опять, с песнями и танцами, возвращались. Стрельба в прошлом преследовала цель отогнать от невесты враждебных духов, сегодня же – это просто свадебный салют.

 

После завершения цикла свадебных церемоний устраивали мовлид, на который приглашались муллы, родственники и соседи. Эта традиция соблюдается по сей день. Таковы в целом самые общие черты обрядовой традиционной чеченской свадьбы.

 

Завершая статью о воспитании, отметим, что воспитание детей было повседневным делом чеченской семьи. Важность этого глубоко осознавалось в народе. В чеченском фольклоре подчеркивалось, что родители, воспитывая детей, тем самым создавали свое будущее: каким оно будет, во многом зависит от того, какими вырастут их дети. В воспитании детей существовали выработанные в течение нескольких столетий народные устои. Традиционная система воспитания у чеченцев включала такие аспекты, как обеспечение полноценного физического развития, постоянную заботу о здоровье подрастающего поколения, передачу трудовых и хозяйственных навыков, соблюдение норм поведения в обществе, передача знаний об окружающем мире. Все эти основы закладывались в семье.

 

***

 

Как-то недавно у одного родственника наткнулся на книгу «Обретение Родины», автором которой является Саид Чинкейра. С этим именем я сталкивался давно на сайте тептар.com, когда еще на нем публиковали разные рассказы. И вот, попросил я эту книгу у родственника, прочитал. И не смог не поделиться с вами. Конечно, я не первый, кто рассказы Саида выкладывает в интернет, но у каждого сайта свои читатели.

 

Начну с публикации рассказа о чеченской свадьбе, так как недавно в комментариях наши посетители интересовались этим обычаем, и была такая просьба, чтоб подробней об этом написали. Так вот, этот рассказ, мне кажется, очень подробно показывает как проводилась свадьба. Все основные тонкости чеченской свадьбы очень доступно описаны. Этот рассказ подходит как для чеченцев, так и для представителей других национальностей, которые интересуются нашими обычаями.

 

Просьба посетителей отписываться в комментариях, дополнять список "этих тонкостей" чеченской свадьбы. Об этом сам автор просит!

 

Итак, решено! После долгих дебатов, делать или нет ловзар, старики дома - по настоянию молодёжи и своим; одним им известным планам, наконец вынесли вердикт: Позволить в ближайшие выходные провести Ловзар. Вызвали моего отца, и брат моего деда, Чинка — самый старый среди моих близких по мужской линии объявил отцу: «Тахана, нахехь лятташ бокха сингаттам бу, белли, байни, цонгши, кхи д1а, кхи д1а. Масни ду уьш цадицчиа, амма, дуьне вайг сац лур дац, я хийц лур дац, дерриг д1адерзин масуо х1ума нисделла ц1къа хир дац, тхом оха дуундег диъна доьвлер, кегирхойшн доьхь царн меттиг хилитарн доьха деш ду х1ара, ловзар… »(Сегодня очень тяжёлое время, убитые, похищенные, больные итд, Однако мы не можем остановить жизнь, всё благополучно не бывает никогда, поэтому ради молодёжи мы решились на это..)С примерно такой или может быть ещё красивей, речью, он объяснил своему племяннику, во дворе которого планировалась эта свадьба, причину разрешения большого торжественного мероприятия, являющегося финалом тайных встреч, и началом совместной жизни двух любящих друг друга молодых людей.

 

Ловзарш делали, и тогда когда в Казахстане гибли люди от голода и холода, и тогда когда казалось наступил конец света, делали в самый тяжёлый и трудный час. Ловзар встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее!

 

Далее, ловзар — свадьба, имеет свои незыблемые каноны, свои правила, свои достопримечательности, и как закон никогда не бывает похожа одна на другую. Все эти особенности увязанные в единый механизм дают необыкновенную зрелищность, веселое настроение и ощущение праздника для всех присутствующих.

 

Однако, для устроителя чеченской свадьбы, это настроение для всех даётся неимоверным напряжением всех сил.

 

Начнем по порядку, ну во первых, как только разрешение получено, собирается Совет по проведению самого мероприятия, там присутствуют, можно сказать председательствуют: отец и мать жениха, и находятся самые близкие люди жениха (братья, сестра, разумеется взрослые), здесь решаются вопросы: кого нужно поставить в известность, а к кому послать уважаемого человека и попросить не считать неуважением по отношению к ним эту свадьбу (по причине недавнего горя у этих людей), кого конкретно пригласить, на сколько персон будет накрыт основной стол, столы для женщин, для детей, столы для особо почётных гостей, где будет стоять невеста, кто из девушек-родственниц или сестёр жениха будет всё время рядом с невестой, какие подарки дарить девушкам, которые приедут с невестой, кому поручить приглашение музыкантов: гармониста, доулиста, певцов и т.д.

 

Особое значение придаётся безопасности мероприятия: начиная от скорости экскорта машины, стрельбы, точного маршрута кортежа, численности (как количественной, так и качественной) тех, кто поедет за невестой. Как правило, здесь на ключевых постах стоят самые близкие родственники, мужчины, которым очень не желательно допустить оплошность, по причине того, что это ложится на них самих. Здесь по минутам, проигрывается весь ход будущего действа, определяется место для танцев, место для сидения девушек, и место где должны стоять парни, колличество прогнозируется с учётом чеченского менталитета,(гостей может быть и сто и тысяча) назначаются конкретные исполнители всех действий, подготовки к свадьбе, мелочей в таком деле, как приходится убеждаться тем, кто пренебрегает всей этой процедурой, не бывает. Малейшая деталь неучтенная на таких заседаниях оборачивается большим конфузом.

 

День который многим участникам запомнится на всю жизнь, начинается! По времени стараются привезти невесту ближе к полудню или чуть после полудня, когда день уже шатнулся к сторону вечера. Невесту в роскошном свадебном одеянии, подвозят к крылечку её теперешнего дома, выводят из машины и подводят к ожидающей её в окружении женщин с чашей сладостей матери жениха-свекрови. Та сама кладёт ей в рот сладости и осыпает её конфетами с головы до ног, сопутствуя словами: «Дел я хьо марш» (Приходи свободной) и т.д. Стоящая рядом молодка вручает ей младенца мужского полу и её ведут в дом или к тому месту, где для неё приготовлен празднично убранный угол. Начинают собираться гости.

 

Оьзд к1ант, ловзаре-ловзар д1адола делчул тъаьхь кхочш товш ву, ловзар юкъе даьлч давоьдаш товш ву — чеченская этика.(Воспитанный парень приходит на свадьбу после её начала и уходит не дожидаясь конца)

 

Ловзарш, халхарш, вокха стаг волуш, к1ант волуш, синкъерамш, сакъерарш, дог хаитарш, захлонш, мокъ йитарш, дуьнен безам т1елацарш… И т.д. Это все и это далеко не полный перечень специфичных слов — понятий употребляемых на ловзаре.

 

Ловзар — своеобразный рынок, куда несут самое лучшее что есть у приходящего на него: Г1илкх-оьздингал, тар-хазал, куц-кеп, духар-кечвалар, лел-хаар, дош ал-вист хилар. Т.е. если сказать по русски, это выход в свет. И на людей посмотреть и себя показать. И конечно же это испытание, это состязательность, это какой-то и чей-то итог в воспитании… Люди, которые требуют отменить это мероприятие, наверняка хотят этого потому, что, всё описанное мное выше, как-то стало меньше работать. Но это не вина Ловзара, а вина тех кто проводит его неумеючи. Словом, если бы наши предки так легкомысленно относились бы к этому мероприятию, как сегодня это делаем мы, ловзар давно бы изжил себя…

 

«Стаг волу стаг т1е ваг1чи, стаг хюли ц1а вог1у, стаг воцч стаг т1е ваг1чи, пайдбоцче воли вог1у», — гласит народная мудрость.(К людям пойдёшь, человеком возвращаешься...) Автору этих строк приходилось не один десяток раз бывать на таких свадьбах, после которых себя чувствуешь на порядок выше, по новой осмысляешь окружающее.

 

Во многом этому способствует Тамада. «Таман-да» — в переводе с чеченского отец удовольствия. Он знает всех сидящих за столом, в том числе вновь и очень издалека прибывших. По крайней мере, такое ощущение возникает у тех, за кого Тамада просит присутствующих поднять бокал.

 

Пятьдесят-шестьдесят человек сидящих за торжественным столом, из которых ты едва знаешь одного-двух, внимательно слушают Тамаду, который говорит речь, речь искусную, благородную, и ты начинаешь улавливать что-то знакомое из фактов перечисляемых им, это героические поступки, твоих предков или же твои, никому неизвестные, но очень хорошо тебя характеризующие дела и только в самом конце, когда все недоуменно начинают переглядываясь искать виновника столь лестных слов — звучит твое имя… Если ты пришел сюда никому неизвестным человеком, то благодаря искусству тамады, ты уходишь знаменитым, познакомившись с очень большим количеством людей, которые искренне хотят стать твоими друзьями… За таким столом не бывает пьяных речей, а тем более пьяных людей, и неуместных речей. Всё служит одной цели; познакомить людей, с лучшими качествами друг друга, наставить молодежь на хорошее, благородное — живущее в народе вечно.

 

А тем временем нарядные чеченские девушки и парни занимают места в круге. На почётном месте стоит стол с яствами, за ним восседают почётные люди в главе с Инарл-Генералом, вот этот Инарл и отвечает за всё, что происходит конкретно на круге. За поведение жухаргш-клоуны, за поведение молодых парней и девушек. Помощь ему в этом оказывают непосредственно распорядитель круга — молодой человек лет тридцати с небольшим, вооружённый веточкой или цветком.. Старшая девушек — молодайка (Жим зуд) или жеру отвечающая за порядок среди девушек.

 

Шун юкхехь ваш воцуш йиш хил тарло шун, ваш воцуш ваша хил тарло шун, йиш ёцуш ваша хил тарло шун, цул совнах махкар воцу хьаша хила тарло шун и тидми иец шай де дацахь, шайн ловзар хьарам делишь — так воспитывали нас!(Среди вс может оказаться девушка у которой нет брата,или парень у которого нет брата, или гость издалека-иноземец,если вы не сумеете вести себя с этими людьми, вам свадьба противопоказана)

 

Все нарядные, по праздничному выглядят, недопустимо присутствовать на свадьбе, а тем более, в танце, в спортивных штанах — как некоторые себе сегодня могут позволить или вообще неопрятно одетые, пьяные , ведущие себя неподобающим образом. Конечно им об этом никто здесь слова ни скажет, но запомнят, как человека, которые оскорбительно подошел к этому светлому для устроителей дню.

 

Теперь об отношениях парня и девушки, разговор об этих тонкостях хочу предварить маленьким отступлением в старину. Интимная сторона отношений между двумя любящими всегда была скрыта в чеченском обществе за семью замками. И слова переданные друг другу, как бы от третьего лица, и символические сравнения-метафоры понятные только им двоим, восточный язык влюблённых полный таинства, всё это было, есть и будет. Но я хочу привести здесь пример, стыдливости, скромности выражения своих чувств присущее самым настоящим вайнахским мужчинам...

 

В поле чистом после боя, былинный герой Ади Сурхо обходит, опираясь на саблю, павших в неравном бою товарищей, истекающий кровью чеченский молодец, просит Ади Сурхо передать весточку: «Дакъаза ма вала хьо, ва Ади ва Сурхо, цу нана ва Гихчу, хьо кхача ва кхаьча, юрт чувулче, бIаьстен уггар хьалха кертахь 1аж латуоче, 1аш ю хьун ц1ан нена хаза йо1, д1алолахь ахь цуьнга соьгара кост, алалахь ахь цуьнга, хьуна четахь совг1аташ кхехьанчо кхи совг1аташ дахьар дац али…» (Ади Сурхо, будешь в селе, найди там дом где во дворе первой зацветает яблоня, там живёт одна девушка.. передай ей, что тот кто ей дарил подарки, больше их не подарит..) Не знаю у кого как, но у меня эти бесхитростные слова вышибают слезу... не предал её, ни имени не назвал, ни отца, ни двор её, как он передал своей любимой о своей смерти, знала ведь наверное его избранница, что только смерть сможет отвратить его от неё… Хьаай дадала хьан, ма ду хьо долчуьнгахь!

 

Если парень встретил девушку на свадьбе, которая ему понравилась, он может послать ей хабар — приглашение дуьнен сакьирам тьеица реза юй хьо олий через посредницу. Девушка может себе позволить принять ухаживания многих парней, разговаривать, слушать комплименты, общаться, но это всё до той поры, пока она не выберет среди них того единственного, с которым она захочет идти по жизни, пока с этим одним у неё не сладится настоящий уговор, и они не обменяются знаками верности друг другу, как то есть: колечко, платочек, какая-нибудь мелкая безделушка — не путайте с подарками, которые могут быть в великом множестве и от кого угодно, кто добивается её внимания. Но если у неё уже есть возлюбленный, употребим это прекрасное слово, подарим его чеченке, то она извинится перед этим парнем, поблагодарит его за оказанную честь и скажет ему, что у неё есть парень. Парень должен быть достойным её, не обижаться на её ответ, и если сможет забыть, то забыть. Но бывает всяко… жизнь никогда не текла по правилам и конечно же, и у чеченцев бывают исключения… Ну об этом в другой статье.

 

Но на одной свадьбе не принято, явно оказывать знаки внимания сразу двоим, следует быть очень ровной в отношениях, чтобы не спровоцировать, ревность и последующие возможные неприятности. Это относится и к парням в равной степени, не забывайте, что Медея была вашей сестрой.

 

Теперь, когда вам принесли благоприятный ответ, следует проверить как это девушка танцует. В танце как в зеркале проверяется характер человека, не зря чеченцы называют его ХАЛХАР, т.е. ХАЛ ХААР — узнать о состоянии. Стройна ли станом, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, умеет ли вести себя в танце. Много, очень много может сказать опытному глазу танец человека. В нём как в зеркале отражается весь человек с мельчайшими подробностями своего характера. Если юноша и неопытен, для такого глубокого анализа танца, то всегда найдутся рядом родственницы или родственники, которые укажут на недостатки или опасения на то, что можно от этого человека ему ожидать.

 

И вот Ловзар начинается, с кратким приветственным словом к собравшимся обращается старейшина, или старший из устроителей, вообщем один из ответственных за происходящее. Желает от души повеселиться, просит чтоб были терпимы уважительны к друг к другу, соблюдали порядок. Начинает Ловзар обычно кто нибудь из почётных и уважаемых гостей, цха беркати стаг юкх вокху. Все, оказывая ему уважение, встают и стоят до того момента пока он не выйдет из круга. За ним может быть последуют ещё старшие, один два… затем местом безраздельно командует молодежь.

 

И так музыка звучит, доуль бьёт, кровь играет, Ваш выход маэстро! Парень заручившись согласием на танец, дождавшись своей очереди выходит в круг, он сам в танце обходит круг, делает бохь бухар(быстрый танец...) Инарлу, и выходит к своей девушке, которая к этому времени уже готова вступить в танец, он делает ей знак внимания в танцевальном па, своеобразную оценку, и устремляется за плавно ускользающей партнершей. Идеи игры такова, т. е. смысл танцевальной пластики: девушка убегает парень устремляется за ней, но она своевольна, и ему приходится загонять её, в свой рисунок. Он препятствует ей, не дает ходу… пока она не смиряется, затем он ведёт её, как бы в знак своей победы к столу Инарла, она танцует — кружится для Инарла, затем подводит её к своим друзьям, где она тоже кружится и затем он её провожает на своё место, в принципе после этого слаженного дуэта она может покинуть круг в любое время. Другое дело, если девушка, не избранница, то они танцуют обычный танец, два три круга, перед Инарлом, и она уходит. После проводов своей партнерши, танцор исполняет ликующий танец победы — темпераментно, под задорные крики своих друзей и заканчивает танец. В остальное время, в перерывах между танцами молодежь обменивается через посредников посланиями, а при возможности напрямую.

 

Два слова о чеченском танце, Советский Союз конечно выхолостил чеченское искусство, сделав его «национальным по форме и коммунистическим по нутру». В старину существовало несколько ритмов и пластик чеченского танца. До нас дошли все они, и наши балетмейстеры, Тапа Элембаев, Хасан Гапураев, Адлан, Дикалу Музыкаев и др. очень даже неплохо знали их: ког шаршор, ког айбар, ког ловзар, куогц хьашар и т.д. причем не многие имели право танцевать например ког айбеш… Для этого нужно было иметь не меньше прав, чем сейчас их имеет очень важный человек. Но почему то, мы даже в ансамбле прибегаем к только двум или трём танцевальным па кавказского танца…

 

В чеченском народе танцу придавали во все времена огромное значение, людей умеющих хорошо танцевать помнили веками, имя Махмуда Эсамбаева, Дакашева Вахи, Дидигова Магомеда и др. До сих пор на слуху. Я видел как они танцевали, и Махмуд, и Ваха, и Магомед...

 

Это была настоящая высокая поэзия танца, так пока ещё никто не танцует! Цар ца сет юор юх! Хьай дадала цер, ма неха б1аьрг бузур царехь! Ма самукъа докхара цара нехан! Люди уходя с их концертов начинали уважать себя хотя бы за то, что ОНИ были чеченцами.

 

Грузинский балетмейстеры, такие знаменитости как Сухишвили, очень много взяли именно у чеченского танца, увидев какого нибудь из наших самобытных танцоров они как пиявки впивались в этого человека, стараясь взять у него всё это умение, грузинские композиторы давно сделали колоссальные вещи с чеченских мелодий, а когда мы робко им об этом сказали они со смехом отвечали: «Дарагой бери ти наши песни, и танци, ведь ми адзин народ — братья слющи…» Что скажешь, действительно братья... И нам надо учиться у них и ворачивать своё

 

Во время танцев, бывает бросают деньги, некоторые вручают их девушке в руки, не знаю имеет ли этот обычай у нас глубокие корни, но мне кажется это наносное, кураж у чеченцев не в чести.

 

Встают также не только когда, танцуют старики, сестра встаёт, когда танцует её брат, встают когда танцует гость, встают просто из уважения даже когда танцует молодой парень, если он заслужил. Так проходит свадьба, говорят, если мар нана-свекровь станцует, то нус-невестка д1аёд -уходит. Не верьте, несри-невестки не от этого уходят...

 

Вообще об этом много можно написать, но музыканты устали и нам тоже пора... Выходит на круг уважаемый человек, который следил за свадьбой и благодарит всех присутствующих за гьилк и оздингал, который они показали здесь, особую благодарность пондарчин и доулисту и певцам, и объявляет ловзар закрытым.

 

Я написал, что знаю, что навскидку вспомнил, если что не так — пишите, сделаем общими усилиями «Пособие по проведению чеченской свадьбы».

6-08-2017
Вернуться назад