DataLife Engine / Зандак. Ножай-Юртовский район.

Зандак. Ножай-Юртовский район.

Зандак. Ножай-Юртовский район.
Зандак (чеч.: Зандакъ) — село в Ножай-Юртовском районе Чечни. Расположено в бассейне реки Ярык-Су, в горно-лесной местности, в 7 км юго-восточнее районного центра Ножай-Юрт. Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке — сёла Гиляны, Чапаево и Новолакское (Дагестан), на северо-западе — село Чурч-Ирзу, на юго-востоке — сёла Татай-Хутор и Байтарки, на юго-западе — сёла Мехкешты и Чечель-Хи.

Население: 5230 человек. Родовое село тайпа Зандакъой. В ходе Кавказской войны зандакцы последовательно поддерживали Кавказский Имамат Шамиля, представители его участвовали во многих походах и боевых действиях на стороне Имамата. Среди них в этот период выделялся Гази-Хаджи, великий суфий (святой), выступивший духовным пастырем чеченцев.

В конце декабря 2003 года село серьёзно пострадало от оползня, который разрушил более 50 домов.

Зандак – не только край удивительной по красоте горной природы, но и одно из древнейших поселений человека на территории Северного Кавказа. Ученые особо выделяют Зандакскую археологическую культуру, представленную в ХII—VI веке до н. э. на территории современной Чечни и Дагестана. Установленные древние погребальные памятники: Зандакский могильник, Шахсенгерский могильник, Акярский могильник. Культура обязана выделением в «самостоятельную» научной деятельности О.М. Давудова, которая была поддержана В. Б. Виноградовым, В. И. Марковиным, и другими известными учёными. О. М. Давудов, в книге «Культуры Дагестана эпохи раннего железа» (Махачкала, 1974) сумел доказательно опровергнуть возможность включения памятников типа Зандакского могильника в ареал кобанской культуры и показать единство ичкеринско-дагестанских древностей изучаемой эпохи. Территориально культура включает в себя — пределы Чечни вплоть до границ с кобанской культурой (приблизительно по линии сел. Гуни -Курчалой — Ишхой-Юрт и далее к г. Хасавюрту, по которой В. И. Марковин проводил границу каякентско-харачоевской культуры) и Дагестан к северу от Дербента. Согласно выводам О. М. Давудова, имеются следующие характеристики культуры: Для Зандакской культуры характерны поселения, расположенные в труднодоступных местах, встречены многокамерные помещения с единой кровлей, полуземлянки, расположенные группами. Для могильников характерны каменные ящики, расположенные правильными рядами. Погребальный обряд могильников мало чем отличаются друг от друга. Тела умерших были уложены скорчено на правом или левом боку. Погребальный инвентарь детей ограничен украшениями, игральными костями и миниатюрными ритуальными сосудиками, специально изготовленными для умерших детей. В погребениях встречаются остатки заупокойной пищи — кости коровы, овцы, козы, коня, теленка, свиньи и собаки. Иногда рядом с костями погребённых встречены угольки. Керамика - лепные сосуды — подавляющее большинство которых нигде более не встречается. Оружие — боевые топоры, бронзовые подтреугольные черешковые кинжалы, бронзовые черешковые кинжалы с длинными клинками, биметаллическими кинжалами «кабардино-пятигорского» типа, наконечники стрел и т. д. [banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]
Самые яркие представители Зандакской земли: Гази-Хаджи Зандакский – известный чеченский шейх, видный религиозный и политический деятель Северного Кавказа в XIX в. Гази-Хаджи родился примерно в 1808 г. в Зандаке, в семье уважаемого и почетного горца Арзу сына Гази-Махмы из тайпа Зандакой. Был идеологом Имамата Шамиля; Г1езах-Хаджи (Беза) - чеченский богослов и проповедник из села Симсир; Алибек-Хаджи Алдамов (1850 — 9 марта 1878) — предводитель восстания в Чечне в апреле-октябре 1877 года. Был крестьянином в ауле Зандак. После начала Русско-турецкой войны 1877—1878 годов возглавил антироссийское восстание; Фахрудин-Абдулхади Абдулкадыр Дагестани - доктор технических наук, профессор, академик Иордании.
8-06-2018
Вернуться назад