DataLife Engine / ЧЕЧНЯ. Чеченцы, музыка и медицина.

ЧЕЧНЯ. Чеченцы, музыка и медицина.

ЧЕЧНЯ. Чеченцы, музыка и медицина.

ЧЕЧНЯ. Сегодня мы много говорим об успехах современной медицины и даже не подозреваем, что уже в далеком прошлом предки современных чеченцев имели глубокие познания в медицине и задолго до научного обоснования использовали в своей лечебной практике современные методы лечения. К примеру, для облегчения страданий больных, чеченские лекари применяли на практике методы и приемы обезболивания при помощи музыки. Функция музыки этом в случае заключалась в психотерапевтическом эффекте. Любопытно, что магия музыки у чеченцев проявлялась даже в пастушеских наигрышах на рожке, которые по поверьям способствовали выгулу овец. 




Неотъемлемой и составной частью обряда излечения больного являлись и врачевальные песни. Так, резкие боли (к примеру, при нарывах) чеченцы снимали специальной игрой на дечиг – пандуре или зурне. Этот факт закреплен даже документально. Так, одна из чеченских мелодий под названием «Мотив для облегчения нарыва» записана в нотах композитором А. Давиденко и дважды опубликована (в 1927 и 1929 гг.). 


[banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]
Интересно, что к научно обоснованным выводам об обезболивании музыкой современная медицина пришла лишь во второй пол. 20-го века, и это не смотря на то, что ее целебное свойство известно с давних времен. Так, Аристотель считал, что музыкой можно воздействовать на психику человека, снимать тяжелые переживания. Пропагандировал «нелекарственные» методы лечения (диета, запах, смех, музыка) и Авиценна, а Гиппократ даже на практике музыкой больных.

Были средневековые чеченские лекари  «на ты» и с одним из достижений современной медицины - трепанацией черепа («гам хьакхар»). Даже в наши дни (несмотря на то, что эта операция подробно описана у Гиппократа) считается очень сложной. По свидетельству писателя Х.Ошаева искусством трепанации черепа с целью доступа к внутричерепным образованиям обладали многие майстинские врачи, Так, в 1930 г. в ущелье Малхесты в средневековом некрополе «Цай-пхада» были обнаружены на черепах скелетов явные следы трепанации, что свидетельствует о том, что искусство трепанации чеченцам было известно не менее 300 лет назад.  




Свидетельство. Исследователь жизни и быта чеченского народа И. Пантюхов (Кавказ, № 7, 1901год) писал, что «…для лечения болезней в каждом ауле были свои лекари. С давних воинственных времен особенно славятся у чеченцев хирурги. … Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов смелые чеченские хирурги делали даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавления черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях, хирурги особым долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга» 


Использовалась музыка и в бытовой магии древних чеченцев. Так, считалось, что затерявшееся тело утопленника можно найти при помощи зурны (вид флейты - чеч, «ц1уз»). Для этого, беспрерывно играя на ней, надо было просто  пройтись или проплыть по вероятным местам нахождения утопленника. Считалось, что на месте где находится труп, зурна обязательно смолкнет. К слову, существовал и альтернативный вариант поиска утопленника - в воду бросали свежевыпеченную лепешку. Считалось, что на месте нахождения трупа лепешка обязательно остановится, утонет или закрутится. Любопытно что другой вид флейты («шедаг») использовался для поиска людей пропавших во время горных  иди схода снежных лавин. 




Любопытный факт: Известный чеченский писатель Х.Д.Ошаев рассказывал, что на базаре в Итум-Кале в 1924 или 1925 году он видел майстинца, который прививал детям оспу, делая насечки на руке маленькими острыми клещами, окунаемыми им в пузырек с жидкостью со струпьями переболевшего оспой человека.
 

Л. Гудаев

12-02-2014
Вернуться назад