DataLife Engine / Имран Джамаев. Романтик, дарующий радость

Имран Джамаев. Романтик, дарующий радость

В 1968 году Чечено-Ингушетия послала постигать азы актерского мастерства группу молодежи в Московский Государственный театральный институт имени Анатолия Васильевича Луначарского. Маститые театральные педагоги, народные артисты СССР С. Гущанский, В. Якут, режиссер В. Остальский приняли наших ребят с трепетной любовью и огромным желанием выпестовать из юных горцев настоящих мастеров сцены. В группе было много ребят и явно одаренных, и не очень. Однако скромный, худощавый юноша с пронзительным взглядом умных карих глаз и лучезарной улыбкой выделялся из общей толпы какой-то особенной привлекательностью, присущей неординарным личностям.

 

 

Пять лет учебы пролетели незаметно. В 1973 году студийцы вернулись домой с дипломным спектаклем. Для дипломной работы ребята выбрали не какую-нибудь заурядную советскую пьесу, а замахнулись аж на Шекспира Вильяма. Театральный Грозный был ошеломлен завидной смелостью начинающих актеров. Они посягнули на святая святых-всемирно известную трагедию «Отелло». Зритель с нескрываемым любопытством ждал премьеру. Классика мировой драматургии и прежде ставилась на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Однако в тех постановках участвовали корифеи вайнахской сцены. А тут молодежь делает такую серьезную заявку. Грех не посмотреть, что из этого получится!? Премьера превзошла все ожидания. В роли Отелло — Хамид Азаев. Дездемону играет Зура Радуева. А вот сложной жизнью Яго на сцене, талантливо перевоплотившись в негодяя, прожил молодой актер Имран Джамаев. Поразительное умение жить в предлагаемых обстоятельствах начинающего актера чувствовалось на протяжении всего спектакля. Отточена каждая мизансцена, очерчены контуры образа, с первого шага на сцене определена манера игры. Молодой актер Имран Джамаев мастерски раскрывает сущность своего подлого героя, азартно выставляя на суд зрителя искусного интригана. После шумной премьеры «Отелло» стало понятно, что в самобытной труппе национального театра появился еще один талантливый актер, за творческим ростом которого наблюдать уже было весьма интересно.

 

Серьезным испытанием на творческую зрелость стала для Имрана Джамаева роль Ханпаши Нурадилова в героической драме «Бессмертные». Пьесу написал известный чеченский писатель, драматург Абдула Хамидов. Она повествовала о бессмертном подвиге Героя Советского Союза, чье легендарное имя с гордостью и достоинством носит чеченский театр. Пьеса была написана к двадцатилетию победы советского народа над фашистской германией. Автор написал пьесу с учетом актерских возможностей чрезвычайно одаренного артиста Дагуна Омаева. И Дагун в свое время изумительно сыграл эту роль. Не одно поколение зрителей выросло в чеченской республике, учась патриотизму на мужестве и самоотверженности популярного образа, созданного Дагуном Омаевым. Однако мы не властны над временем. Оно стремительно мчится за горизонт, выводя на авансцену новых героев и персонажей. К сороколетию победы над фашизмом Чечено-Ингушский Государственный драматический театр вновь обратился к героической драме «Бессмертные» и предложил Имрану Джамаеву сыграть роль Ханпаши Нурадилова. Казалось бы, после игры Дагуна Омаева в образ Ханпаши Нурадилова ничего нового нельзя привнести. Заслуженный артист РСФСР Омаев в этой роли выложился на все сто процентов. Она и по сей день остается одной из его любимых ролей. И все-таки Имрану Джамаеву удалось найти свою, собственную трактовку образа Ханпаши Нурадилова. Если мы любим Дагуна Омаева за героико- романтическую манеру игры, полную чувственных красок, то в игре Имрана Джамаева мы наблюдаем интеллектуальное начало. Его герой умен, многогранен, в нем нет ущербности, представителя национальных меньшинств, которую нам часто приходится наблюдать на сцене и на экранах. Он готов отдать жизнь за великую Родину, чтобы не уронить честь маленького, но гордого народа, славным представителем которого он является. Таким представил на суд зрителя актер Имран Джамаев своего Ханпашу Нурадилова. Была в спектакле и тема любви. Там далеко в родном селе, у подножия седых кавказских гор, осталась юная красавица Камета, которая любит и ждет Ханпашу. Однако она погибает от рук бандитов. Неожиданная коллизия в героической драме активизирует мышление зрителя, всколыхнув в памяти печальные дни горькой истории вайнахского народа.

 

На просторах нашей необъятной Родины еще громыхала война, и десятки тысяч чеченцев и ингушей бились с ненавистным врагом во имя победы. А 23 февраля 1944 года родные и близкие этих отважных бойцов были депортированы в бескрайние степи Казахстана и Средней Азии. Герои бились за Родину, которая в тяжкий час не сумела защитить их соплеменников. Автор пьесы, а вслед за ним и театр доступными им аллегориями и метафорами попытались коснуться запретной в те времена темы. А талантливая игра незаурядного актера довела до логического конца недосказанность потайных швов.

 

Получив весточку о гибели Каметы, Ханпаша Джамаева не мечется по сцене, у него нет истерических стенаний. Он выдержан, скуп на эмоции, как истинный горец, только комок застрял в горле, наполняя глаза горечью и на его красивом лице застыла душераздирающая бездна печали. И это только на одно мгновение. Ведь Ханпаша Нурадилов — самоотверженный боец легендарной Красной Армии, и не пристало ему выпячивать собственную беду на фоне общенациональной трагедии. Колоритный образ создал Имран Джамаев, и своей безукоризненной игрой доказал, что его Ханпаша Нурадилов имеет право на сценическую жизнь.

 

Многогранный талант Имрана Джамаева трудно втиснуть в куцые рамки одного определенного амплуа. Он — масштабный актер. Многоплановый. Диапазон его актерских возможностей необычайно широк. На сцене Чечено-Ингушского Государственного драматического театра Джамаев сыграл немало драматических, трагических и комических ролей. И всегда с неизменным успехом, создавая яркие и запоминающиеся образы. Взять хотя бы роль Кочкарева из пьесы «Женитьба» Николая Васильевича Гоголя. Чеченский театр часто обращается к классике русской драматургии. И «Женитьба» Гоголя была уже на сцене нашего театра в середине прошлого столетия. Однако в самом начале восьмидесятых ХХ века режиссер Руслан Хакишев вновь обратился к бессмертной комедии великого русского писателя.

 

На первый взгляд «Женитьбу» и комедией назвать крайне трудно. Незамысловатый сюжет повествует о драме московской купчихи Агафьи Тихоновны Купердягиной, желающей выйти замуж в свои двадцать восемь лет, непременно за дворянина. И вот дом на Мыльном переулке кишмя кишит женихами- один краше другого. «Смешное обнаружится само собою именно в той сурьезности, с какой занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии,-говорил сам Гоголь. – Прежде чем схватить причуды и мелкие внешние особенности всякого лица, актер должен поймать общечеловеческое выражение роли…Они платье и тело роли, а не душа ее». Актеру Имрану Джамаеву удалось схватить это «выражение» и еще добавить к ней частицу своей пылкой души. Получился персонаж забавный, веселый и вездесущий. В спектакле «Женитьба» вообще был блестящий актерский ансамбль: Луиза Азаева, Зура Радуева, Муса Дудаев, Абдул-Вахаб Джабраилов, Дагун Омаев и многие другие. Образ Подколесина создавал Хамид Азаев. Имран Джамаев создал неподражаемый образ Ильи Фомича Кочкарева. В блистательном исполнении Джамаева Кочкарев был пружиной всего спектакля. Потрясающая неугомонность. Это человек, которому все нужно и который должен все сделать сам и обязательно сейчас же, не в коем разе не откладывая на потом. Он страстно берется за любое дело, абсолютно не задумываясь о финале. В бесшабашной суетливости весь Илья Фомич Кочкарев в исполнении Имрана Дажамаева. Однако эта суетливость воплощена на сцене мастерски, яркими красками создавая сочный образ смешной и запоминающийся, с комической остротой. Известный московский театральный критик Юрий Рыбаков в своей статье «Гоголь времен второй чеченской кампании» отметит в журнале театральная жизнь №7 за 2001 год, что «Кочкарев (играет А. Джамаев) в этой «Женитьбе» почти булгаковский бес в рыжем паричке, клетчатых штанах и красном шарфе. Он и закручивает интригу. Изображая прелести семейной жизни, он представляет детишек, лает по собачьи, ластится к Подколесину». Несомненно, спектакль получил высокую оценку столичных критиков. И львиная доля заслуги в этом — вдохновенная игра талантливого мастера сцены Имрана Джамаева. Актеру удался русский характер, не отягощенный бременем интеллекта. Эта комическая острота в талантливой игре Имрана Джамаева присутсвует и в роли Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова» по одноименной пьесе классика русской драматургии А. Островского, где замоскворецкий писарчук решил одним махом разрубить гордиев узел своих проблем, удачно женившись на богатой невесте. И вновь нас чарует в игре Имрана Джамаева божественный дар актера; пластика, неуемная фантазия, искрометные всплески неисчерпаемого юмора. Грандиозный успех принесла Имрану Джамаеву и острохарактерная роль Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ» по одноименной комедии итальянского драматурга Карло Гольдони. Как всегда и в этой роли Имран Джамаев был неутомим, неиссякаемым озорством радовал поклонников своего изумительного таланта, создавая яркокрасочный образ плута.

 

Вообще актер незаурядного дарования Имран Джамаев сыграл на сцене Чеченского Государственного драматического театра более семидесяти ролей. Все они по праву вошли в сокровищницу театрального искусства не только Северного Кавказа, но и всей России. Вспомните его Скапена! Виртуозного лицедея! Который может в единый миг самую банальную и затрапезную ситуацию превратить в веселое и затейливое представление. Не жалея при этом ни сил, ни времени и озорной изобретательности. Все это было в спектакле «Скапен, спаси любовь!» по пьесе великого французского комедиографа Жан-Батиста Мольера, поставленного режиссером Русланом Хакишевым. Сам Мольер назвал свою комедию «Плутни Скапена». Однако постановщики спектакля в чеченском театре взяли на себя смелость и переименовали свое детище. Главную роль доверили Имрану Джамаеву. И не промахнулись…

 

К «Плутням Скапена» режиссер Руслан Хакишев обратился после второй военной кампании. Столица Чеченской Респулики г.Грозный, поверженная сокрушительными авиаударами, лежала в руинах. Утомленные долгой войной люди с трудом приходили в себя после правового произвола, аналога которому не было в мировой истории. Казалось, в сердцах обездоленных людей застыл весь Северный Ледовитый океан. И на фоне этой мрачной картины афишы весело сообщали о предстоящей премьере — комедии великого Мольера. Вряд ли жителям тогдашнего Грозного было до Мольера, пусть даже и великого. Но фотография любимого актера Имрана Джамаева отогревала сердца. Люди застенчиво улыбались, словно были виноваты, что война выбила из памяти праздники общения с любимым актером. Непростительный грех- пропустить премьеру с его участием, решили грозненцы, и повалили на театральное зрелище. Имран Джамаев на сцене старался изо всех сил, благодарная публика на каждую его реплику отликалась восторженными аплодисментами. Его Скапен — забавный и трогательный острослов и неутомимый выдумщик темпераментно веселил зрителей. Имран работал без устали, с ребяческим задором, он был счастлив, что сумел помочь этим людям, хотя бы на короткое мгновение, забыть о невзгодах и лишениях, которые им причинила жестокая война.

 

Так получилось, что в данном разговоре мы все больше говорим о комедийных ролях Народного артиста Имрана Джамаева. Это вовсе не означает, что в его репертуаре не было ролей другого плана. Их много. К ним мы еще вернемся. Просто на рубеже ХХ и ХХ1 веков чеченский народ переживал сложные времена. И любимый актер всегда был вместе с ним. Работал для него, создавал смешные и забавные образы, чтобы подбодрить озорством и лукавством талантливой игры. Работал для нас с вами. В содержательной истории чеченского драматического театра были уже свои короли смеха. Народ помнит их имена-Мовжди Бадуев, Яраг1и Зубайраев, Альви Дениев. Сегодня мы по праву можем поставить в великий ряд этих непревзойденных комиков и славное имя Имрана Джамаева. Его искрометный юмор и жизнеутверждающий оптимизм помогли нам выжить в страшные дни лихолетия, отогревали наши души, замороженные стужей безвластья, дарили надежду на безоблачное будущее.

 

Имран Джамаев — неисправимый трудоголик. Он более сорока лет верен однажды выбранной прфессии и творит в одном и том же Чеченском Государственном драматическом театре имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Свое первое звание «Заслуженный артист Чечено-Ингушетии» он получил еще в 1981 году. В 1991 году он получает звание «Народного артиста Чечено-Ингушетии». Однако высокие звания не вскружили ему голову, не сбили с избранной в юности коллеи. Он по-прежнему трудится на подмостках национального театра, внося свою лепту в развитие культуры Чеченской Республики. Имран высокообразован, интеллигентен. До потери пульса влюблен в театр. Не по наслышке знает чеченскую, русскую и зарубежную литературу. Свидетельством тому являются масштабные сценические образы, талантливо созданные им на сцене чеченского национального театра. Взять, к примеру, хотя бы Альбера-рыцаря по натуре и по происхождению из трагедии «Скупой рыцарь», чей сложный и противоречивый образ создал Имран Джамаев. К «Маленьким трагедиям» Александра Сергеевича Пушкина Чечено-Ингушский Государственный драматический театр обратился в конце семидесятых годов прошлого столетия. В спектакль вошли «Пир вовремя чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», и личные письма Императора Николая 1. Маленькие трагедии объединял поэт в исполнении народного артиста РСФСР Мусы Дудаева. Кстати, и перевод маленьких трагедий осуществил сам Муса Дудаев. Имрану Джамаеву в этом сложном спектакле досталась роль Альбера- сына Барона. Унизительную бедность терпит Альбер из-за скупердяйства своего отца, который служит только своему золоту, по словам Альбера не просто как раб, но как самое бесправное, самое угодливое существо, какие водились только в древнем пиратском Алжире,-«как алжирский раб». На протяжении всего спектакля «Скупой рыцарь», блистательной игрой талантливого актера Имран Джамаев доказывает, что рыцарь не может быть скупым. А если он все-таки скуп, как его отец Барон, такого человека трудно назвать рыцарем. Спектакль «Маленькие трагедии» стал заметным явлением в культурной жизни Чечено-Ингушетии. Вообще, и конец семидесятых, и восьмидесятые годы ХХ века оказались очень плодотворными для Чечено-Ингушского Государственно драматического театра. Следует отметить, что именно в это время местные драматурги «завалили» театр новыми пьесами. Это и пьесы Лечи Яхьяева «Через две весны», и «Черная коса». Муса Ахмадов принес свою драму «Землетрясение». Сайд-Хамзат Нунуев написал драму «Один лишь Бог». Было, конечно, много и других авторов, и театр ставил спектакли на их пьесы. Во многих из них принимал самое непосредственное участие и Имран Джамаев. Но был еще один спектакль, не упомянуть о котором — большой грех. Разумеется, это спектакль «Чудаки», в котором талант Имрана Джамаева засверкал изумрудными переливами новых граней. Пьесу написал известный чеченский поэт, писатель, драматург Саид Гацаев. После «Бож-Али» в репертуаре чеченского национального театра не было такой шумной и веселой комедии. Она стала настоящим праздником для любителей театрального искусства. Ставил спектакль молодой режиссер Хусейн Гузуев. А какой прекрасный актерский ансамбль!? Неля Хаджиева, Ахьяд Гайтукаев, Бай-Али Вахидов, ну, конечно же, краса и гордость чеченской сцены — Имран Джамаев! Что вытворял на сцене главный герой спектакля Мухтар в исполнении народного артиста Чеченской Респулики Бай-Али Вахидова — описать невозможно, ибо самые яркие эпитеты становятся беспомощными при воспоминаниях об этом празднично-карнавальном зрелище. А фон-то создавал не менее главный герой спектакля Т1алаб в исполнении Имрана Джамаева. Каждый шаг его на сцене в этом спектакле фонтанировал искрометным юмором, вызывал неудержимый хохот в зрительном зале. Это была народная комедия. Все в ней было до боли родное и знакомое. Острословие, лукавство, сочный чеченский язык. И изумительные характеры героев, словно все они были твоими родными и близкими, соседи, что живут через изгородь, до которых рукой подать. Их не сломила нищета и голод. Да и богатства они особого никогда не видели и не мечтали о нем. Они сильны своим духовным богатством. И потому близки и понятны зрительному залу. Наверное, поэтому и Имран Джамаев так увлеченно работал над этой ролью и, особой радостью перевоплощался в неугомонного Т1алаба, зная, что доставляет радость зрителю. Ведь для него самая большая награда, улыбки зрителей.

 

Ради зрителей трудится он на подмостках национального театра вот уже более сорока лет. И в свои шестьдесят пять лет он по-прежнему бодр и полон творческих сил. Добродушный, отзывчивый, коммуникабельный. К великому счастью, он успевает работать не только в театре. Имран Джамаев — частый гость на радио и на телевидении. Воспитал не одно поколение молодых актеров, по совместительству работая преподавателем на кафедре Актерского мастерства в Чеченском Государственном Университете. Успевает порадовать поклонников своего неординарного таланта и на режиссерском поприще. Он — постоянный ведущий церемоний вручения наград Интеллектуального Центра Чеченской Республики. Имран Джамаев сам является лауреатом республиканской премии «Серебряная сова». У него двое взрослых детей, дочь и сын. И пятеро внуков, в которых дед души не чает. А еще у него — грандиозные планы на будущее. Это — новые роли, новые творческие победы, каждая из которых принесет нам радость. Ведь Имран Джамаев — неисправимый романтик. Он работает, не жалея сил, чтобы подарить радость людям, которые искренне любят его, с нетерпением ждут его новых сценических работ и верят, что главная роль у него еще впереди.

 

Аза ГАЗИЕВА

 

№64 (2498)

[banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]
Источник: vesti95.ru

15-04-2015
Вернуться назад