DataLife Engine / Культурология. Традиции и современность. Тауз Исс

Культурология. Традиции и современность. Тауз Исс

 

Тауз Исс
 
1.
Двадцать первый век всё жёстче ставит перед так называемыми “малыми” народами проблему выживания в глобализующемся мире, океане народов и цивилизации. Если попытаться взглянуть на эту жизненно важную проблему изнутри, то, пожалуй, можно сказать, что она заключается в способности выживания культуры народа, его духовном иммунитете, могущем противопоставить всеобщему унифицированному стандарту своё защитное средство. Это вовсе не означает, что нужно отгородиться от современных реалий. Напротив, наиболее полезным здесь видится синтез испытанных временем традиций c современностью.


Наиболее развитые народы, независимо от их количественного состава, проявляют способность к динамике, движению, развитию, оставаясь при этом в своей конституциональной парадигме. Если отследить последние десятилетия нашей жизни, то они, без преувеличения, буквально перевернули не только наш уклад, но и наши представления о мире и, в какой-то мере, наше сознание.
Мы стали другими. Мы вошли в цивилизацию с наибольшей активностью и в то же время с наибольшим сопротивлением, как это ни парадоксально звучит. Таков, видимо, наш национальный характер.


То же самое происходило в восемнадцатом, девятнадцатом и в двадцатом веках.
Мы одновременно и отстаём, и опережаем время. Интересный факт. Почему? Сослаться на характер – значит, легко отделаться. В самом деле, почему происходит такое глубоко противоречивое, на первый взгляд, явление? Возможно, мы боимся потерять свободу, как внутреннее качество. И мы же боимся отстать от времени. И в этих метаниях бросаемся в будущее сломя голову, при этом отстаивая свои традиции. В результате происходит несоразмерное явление, когда мы не можем войти в будущее спокойно и осознанно.
Сегодня нам необходимо ещё и ещё раз всесторонне обдумать и осмыслить итоги нашей истории и, наконец, определить вектор нашего современного сознания. Задача не простая и требующая напряжённой работы, усилий.


От того, сумеем ли мы ответить на эти злободневные вопросы, зависит наша будущность, способность к динамичному уравновешенному развитию.
Но, прежде всего, наверное, надо осознать себя как универсум и явление в ходе времени и истории, познать себя. Это позволит нам раз и навсегда покончить с благоприобретёнными рефлексиями, вернуть былую гармонию отношений и осознанно синтезировать традиции и современность.
Жить в мире, прежде всего, с собой, со своим сознанием и всеобщим укладом жизни, без надрыва и потрясений. Для этого у нас есть все возможности: и национальный ресурс, и опыт трагедий, и духовная устремлённость.


В истории достаточно примеров, когда тот или иной народ, концентрируя усилие, совершал ощутимый прорыв в будущее. Думается, и у нас хватит мудрости изменить себя в пользу будущего, во всеобщую национальную пользу.
Разумеется, для того, чтобы состоялось Возрождение, надо познать себя, познать свою культуру и, прежде всего, свой язык, этот незаменимый код к истории и душе народа. Опять-таки, подлинное Возрождение может начаться только с возрождения культуры сознания.
  
2.
Одной из главных составляющих традиционной чеченской культуры было Общение. В кругу жизни Общение выявляло индивидуальность и одновременно вовлекало индивид в общественную мыслительную жизнь. Считалось, что и любовь произрастает из общения, и, как следствие этого понимания, существовало такое объёмное понятие, как – Уьр – Безам (Узы – Любовь).


С раннего детства человек бывал вовлечён в этот непрерывный процесс школы жизни, и по мере мужания на него ложилось личное и общественное бремя ответственности. Именно в общении происходил обмен мыслями, идеями и новостями, вырабатывался общественный идеал. При этом следует отметить, что главной темой общественных бесед являлась тема бытия человека, его предназначения, высшим же идеалом здесь, безусловно, являлось Житие Пророков, их жизненная стезя и высокий пример жизни.
Вообще, на Кавказе и, в частности, в Чечне высоко ценилось ораторское искусство и Слово. Понимание, что Слово несёт в себе не только мысль, но и духовную энергию, создавало очень бережное отношение к слову и накладывало на «Хозяина Слова» («Деш Да») персональную ответственность.


Можно сказать, что такое бережное отношение к Слову и Общению происходило из знания законов мироздания и чуткого отношения к явлениям тонкого свойства. Такой образ жизни создавал в обществе атмосферу доверия и равновесия.
В современном мире главным образом происходит интенсивный обмен товарами, общение перешло на задворки потребительства. Люди попросту отвыкли общаться. Технологии и потребление отняли у человека Человека. И трудно сказать, что нас ждёт впереди.

[banner_kod_news]{banner_kod_news}[/banner_kod_news]Век безудержной информации сметает теплоту живого человеческого общения, пространство общения невероятно раздвинулось и одновременно оскудело. Слишком много слов и мало молчаний.
Возможно, человек в очередной раз расстаётся со своей первозданностью.
 
3.
Традиционное восприятие Жизни у чеченцев заключалось в одном слове – Некъ (Путь). В этом ёмком слове Жизнь Человека понималась как Высокая Стезя и Духовная Миссия. Не просто путь, не просто дорога, а именно Путь Духовного Обновления в череде земных испытаний, сквозь толщу времени и материи.
Этот провидческий, философский посыл вёл по жизни, всегда помогая «видеть вершину» («Лакхе го»), совершенствуя человека и постоянно поддерживая в нём необходимый внутренний взгляд, уровень. Этот вектор в конечном итоге был направлен к Богу («Далла т1е боьду Некъ»), как Путь Бесконечного совершенствования.
Направленность и усилия в ней ваяли из человека Личность, несущую ответственность за свой земной путь, тем самым вырастая в своём сознании до космического масштаба, до Вечности. И жизнь осознавалась не как быт, а как Бытие.


В Новое время, в силу объективных причин, традиционное сознание претерпевает ряд изменений. Появляется новое понимание жизненной вехи, выраженное в словосочетании Некъ-болх (Путь-Работа). Эта формула, появившаяся с вхождением в пространство мировой торговли в конце позапрошлого-начале прошлого веков устоялась в советскую эпоху. Жизнь медленно и как-то незаметно превратилась в быт.
В новейшее время времени не остаётся даже на быт. Всё стало – работой (Болх). Бегами. «Времени нет ни на что». Остались работа и деньги, вернее, деньги и… деньги… И место под солнцем измеряется этим «эквивалентом». Работы на всех не хватает. Единственное, что умножается, плодится и производится, – купля-продажа, попросту говоря – базар. Достаточно скучное занятие. И всё бы ничего, если бы Вселенский Базар не объявили смыслом, стержнем и содержанием Жизни. И даже Путём.
  
4.
Формализм в наше время принял масштабы повседневности и даже нормы. Ранее формализм был едва заметным явлением и не влиял на нравственную температуру, можно сказать, в какой-то мере даже помогал в её сохранении. Как-то незаметно и в то же время явно обусловлено катаклизмами последних лет произошёл рывок и – следом – разрыв между человеком и словом, человеком и поступком, человеком и его содержанием.
Мы входим в цивилизацию громко и с обратной стороны. И ничего, ровным счётом ничего своего не берём с собой туда. Даже язык, становясь формальностью, остаётся в среде условностей и обрядов. И кто же мы будем в этой самой цивилизации? И цивилизация ли это для нас, если там – всё чужое? И мы на радостях или с перепугу бросаемся в беспамятстве в её объятия.


Формализмом стал в целом и образ жизни. И если новая Европа строится на Кавказской Традиции, то мы впадаем в непростительное забытье. В лучшем случае, мы можем быть у цивилизации гостями, в худшем – просто исчезнем. Так не лучше ли быть собой, остаться, сохранив великие традиции Отцов? Они никогда не стремились к материальному благу, наоборот, можно сказать, избегали их. Они в полной мере осознавали, что человек сотворён Богом. И уважая в человеке его Божественное начало, ни в коей мере не посягали на его честь и достоинство. Нам надо создавать своё пространство, свою мысль, свою идею, основанную на ненасилии и братстве. Иначе нас могут захлестнуть волны Нео-Потопа и мы попросту сгинем в информационном океане. И подход здесь нужен не формалистский, а сугубо реальный и адекватный ситуации.
  
5.
Мы живём чужой жизнью. В одежде, еде, мыслях, образе жизни. Между тем пытаемся обмануть себя, говоря о том, что всё лучше, чем может и должно быть. Где-то там, на задворках памяти, живёт полузабытое чувство утрат, вечно гложущей ностальгии по самим себе – настоящим, забывшим, забытым, среди пёстрой мишуры, пустых обольщений, замысловатых ненужностей. Подражание суете – худшее из подражаний. В плену у самого себя нет замков и решеток, нет ничего, есть – неведение.


Дни слагаются в годы, годы – в десятилетия, века, и вечное мгновение озаряется вспышкой: «Камо грядеши?» И уже некогда оглянуться, и нет следов, потому как там нет тебя, даже суеты твоей, потому как и суета – чужая. И жизнь кажется чужой, тенью чужой суеты. И, прозревая, прорываясь к себе, ищешь точку возврата, подлинности, несуетности… и натыкаясь на лабиринты, всё же знаешь, что там впереди, нет… в тебе, и только в тебе – освобождение из собственного плена, обретение себя, возвращение.
Ты стоишь среди суеты, уже понимая, что ты здесь – чужой. Словно тонкий луч из поднебесья в ненастный день, приходит к тебе ясное осознание того, что твой путь – иной и он дороже тебе, чем всё золото мира. Он в тебе от Сотворения. Он так же высок, как это Небо. И ты спокоен, видя в нём медленные облака.
 
 6.
Одной из составных частей Жизни Народа был неиссякаемый юмор, очищение смехом. Философия юмора заключалась в понимании того, что всё земное преходяще, временно, игра, забава.
Отцы жили в хижинах, но были счастливы больше, чем цари. Они властвовали, прежде всего, над собой, своими страстями. Мир их был чист, и поэтому в нём каждодневно звучали смех, ирония, шутка. Над собой, друг над другом, миром. Это было здоровое, чистое отношение к миру. И такое мироощущение помогало жить, преодолевая испытания. Юмор исцелял, давал силы и бодрость духа. Только сильный человек или народ могут высмеять свои язвы и пороки. Те же, для кого это является образом жизни, защищены от гордыни и опасности духовной болезни и самообольщений. Словом, не так уж и просты были наши предки.


Невольно хочется задаться вопросом: Не слишком ли мы серьёзны? Настолько, что и каждая мелочь воспринимается в штыки. Может быть, пора высмеять себя? Посмеяться над собой здоровым, мудрым, очищающим смехом. Вернуться к истокам, вернуть былую славу «французов Кавказа». Высмеять себя – значит исцелиться. Смехом. Так, как это, не боясь, ежедневно делали Отцы.


Читать дальше

  
7.
Человек сотворён из праха. И наделён светом небесным – Душой. В нём соединены две стихии: земля и небо. И земля дана человеку как место жизни, труда и отдыха. Небо же зрится душой, оком – полным света. Чудо жизни, в его многозначности, простоте, тайне. Отними от земли человека – и земля пуста, отними от человека землю – и он пуст, его попросту нет. Потому как земля держит, носит, кормит, поит, одевает-обувает, терпит. Каждому народу дана Творцом своя земля. В Народе существует поверье, что Земля Чеченская наделена особой Благодатью, Милостью и Светом.


Осознаём ли мы, живущие сегодня, в полной мере это сокровенное Знание Народа? До сих пор проникнуться Идеей Благодати Родной Земли, честно говоря, было и недосуг. Основной Национальной Идеей до сих пор была Идея Выживания.
Однако пора нам осознать, что настало время быть Хозяином на своей земле. А чтобы быть хозяином, надо знать и ценить свою землю. Для этого, в свою очередь, надо обладать знаниями. Знания эти даст нам наш язык, который всё объяснит и расскажет. Следовательно, надо ценить, изучать и знать свой родной язык – кладезь знаний. Народ-Язык-Земля – взаимосвязаны, это единое целое.
Только когда они будут по-настоящему едины, вернётся на нашу землю всеобщая Благодать.
  
8.
Мы все вышли из колыбели. Помните? Качается мир – то вправо, то влево, набегает то слева, то справа, разбегается, летит, несёт сквозь солнечные и ненастные дни.
И где-то высоко, и близко, и всегда рядом – улыбающееся материнское лицо.
И райские сны так сладки и безмятежны.
Тишина баюкает смолкший мир, и где-то поёт сверчок.


Зелёное сменяется золотым, золотое – белым, и белое – голым. И снова расцветает удивительный мир.
Человек прощается с колыбелью, баюкавшей его младенческие сны, и становится на ноги, делая первый шаг в большое пространство величиной в земной шар, небо, звёзды.
Колыбель – его малая Родина, согретая материнским дыханием и песнями, навсегда сольётся с его душой.
Дороги, тропы, тропинки поведут в долгую жизнь.
Будет правда и неправда, смех и слёзы, песни и плач.


И во все дни, где-то в глубине души, святым материнским напутствием будет таиться тепло колыбели.
Оно растопит любую стужу, снова поднимет на ноги, снова отправит в дорогу.
И ты снова увидишь небо, крылатых птиц, далёкие горизонты и утреннее солнце.
И будут качаться на земле белые колыбели вместе с младенцами, звёздами, мирами.
И возникнет вдруг пеленающее тебя, как некогда материнские руки, чувство, что с каждым днём ты рождаешься для новой жизни.
Нет, не зря мы приходим в этот солнечный мир.
И не зря нас качали колыбели.
  
9.
Народная культура берёт своё начало, в животворящих первоистоках.
Одним из таких непреходящих истоков является Первочувство – Чувство Стыда, посетившее прародителей после вкушения запретного плода.
Стыд возник в результате разрушения идеального, и вместо этого идеального, вместо Эдема человек был помещён в иное место, с иным содержанием, где надо совершенствоваться, чтобы обрести утраченное.


Следующим истоком человека является чувство слова. Именно Адам наименовал мир словом и словом создал Образ Мира.
Оба истока хранят в нас чистоту, и невозможно представить их утрату в человеке.
Чеченская народная культура глубоко хранит в себе память этих начал, она укоренена в них и жива ими.
Язык наш помнит об этом. Мы говорим: «Эхь ду», «Эхь дац», «Дош ду», «Дош дац», определяя и различая таким образом степень полноты и утраты культуры в человеке. Простые, обыденные, казалось бы, слова. И таковых – много.
  
10.
Нет нужды доказывать необходимость наличия здоровья. Полноценная жизнь человека зиждется на двуедином начале – нравственном и физическом здоровье.
С особенной остротой вопрос здоровья стоит в современности, в силу того, что в экосистеме происходят глобальные перемены. Так, в значительной степени отравлены земля, вода, воздух. В этой среде человек не может чувствовать себя комфортно, и если добавить избыток информации и возросшую скорость жизни, то и само существование человека становится под вопросом.


Один известный французский эколог предупреждал о том, что и камень, перемещённый из одного места в другое, влияет на экосистему.
Человек в иерархии Вселенной является одним из самых важных её составляющих. Мы призваны оберегать и охранять данное нам Всевышним.
К сожалению, зачастую мы совершаем обратное, не понимая, что здоровье каждого и всех зависит от нашего отношения к окружающему нас миру.
Чем бережнее мы будем хранить данное нам благо Жизни, тем здоровее мы будем и нравственнее, и физически.
Простая, очевидная истина, которую, как зеницу ока, берегли наши Отцы.
Разрушая окружающую среду, мы разрушаем себя, и рано или поздно она даёт о себе знать катаклизмами, выражающимися в разных формах.
И чем чище будет наше сознание, тем чище будет в нас и вокруг нас.
  
11.
Люди живут во времени, и время живёт в людях.
Есть время, именуемое «безвременьем», есть время свершений, есть «время разбрасывать камни и время собирать камни». Каждое время несёт свой отпечаток, образ, своеобразие.
Всё чаще можно слышать: «Времени нет!» или «Времени нет ни на что!».
Этим, наверное, и отличается наше время от времён ушедших, минувших, тем, что образ времени принял парадоксальный характер отрицания или нехватки времени, будто последняя щепотка его вытекает, истекает в повседневной суете, принявшей вселенский характер.
И, странное дело, время принимает такие формы и образы, какие люди задают им. Скажем, если вы спешите, то и время спешит, если же, наоборот, вы ждёте, то время замедляет свой ход.
Оказывается, время – такая «материя», что не может обманывать и абсолютно соответствует нашему внутреннему содержанию. И посему напрашивается вывод, что люди сами создают то или иное время своим содержанием и отношением к нему и, прежде всего, к самим себе.
Мы живём не сами по себе, а в мире, где восходит солнце, вырастают травы, нисходят дождь и снег.
Во всём, что есть, задан Единый Алгоритм, и если люди выпадают из него, они впадают в суету, в которой «времени нет ни на что». Законы Вселенной просты до забывчивости.

Источник:: журнал "Нана"

25-10-2015
Вернуться назад