Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Периодизация истории Северного Кавказа


Просмотров: 15 085Комментариев: 0
Периодизация истории Северного Кавказа
Во время последнего ледникового периода, когда подавляющее большинство территории Европы было скрыто под толстым ледяным панцирем, до Кавказа ледник не добрался. Правда, климат на Кавказе в то время стал далеким от современного столь привлекательного для отдыха на курорте и хозяйства. Кавказ напоминал сегодняшний российский север: суровые хвойные леса вроде тайги на равнине и в предгорьях, тундры и огромные ледники в горах. Где сегодня пышно зеленеют нежные горные леса, по унылым холодным лугам среди скал бродили северные олени, ныне вымершие шерстистые носороги, бегали песцы, а в лесах паслись стада мамонтов.


В это время быстро исчезают многие тысячелетия жившие на кавказской земле, как и по всей Европе, неандертальцы, и появляются поселения современных людей. Обладавшие разумом, умевшие разводить огонь, строить жилища и производить из камня, дерева и кости сложные орудия труда, шить одежду из шкур, добытых на охоте животных, люди пережили ледниковый период. А когда ледник отступил на север, и на Кавказе установились сегодняшние климатические и природные условия, они расселились всюду. В горах наши предки жили в пещерах и под скальными навесами, загораживая вход завалом из ветвей, а внутри, для обогрева и приготовления пищи, разжигая костер. На равнине вместо пещер люди использовали под жилище вымоины в речных берегах.


Жили общинами в несколько десятков человек, происходящих от одного предка (родоплеменной строй). Мужчины охотились с копьями, у которых был каменный или костяной наконечник и дубинками – в основном на крупных животных, так как мелких было труднее поймать. А женщины собирали в лесу и на лугах съедобные растения, вероятно, и лягушек с насекомыми, поскольку они тоже съедобны, а выбирать из еды тогда не приходилось. Люди были поистине частью природы – как и все другие живые существа, ничего не производили, а только добывали себе пропитание, и благополучие племени зависело от погодных изменений, количества диких животных, съедобных растений.


Так было в течение нескольких десятков тысяч лет – примерно пять шестых времени существования человечества вообще. В истории эта эпоха называется палеолитом («древним камнем»), поэтому этот период в истории Кавказа можно назвать палеолитическим или просто первобытным.


Около V тысячелетия до н. э. у первобытных людей, в том числе на Кавказе, появляются домашние животные: собаки, овцы, козы, свиньи. Теперь жизнь людей уже не так зависит от количества добываемой дичи: в случае неудачной охоты можно было употребить в пищу овцу из своего стада. Из шкур домашних животных шьется более совершенная одежда, из жил плетутся веревки. А навоз идет на удобрение почвы, поэтому распространяется и земледелие. У многих охотников появляется лук, с помощью которого они добывают теперь мелкую дичь, и охота становится более продуктивной, менее рискованной. Словом, «жить стало лучше, жить стало веселее». Это – время неолита («нового камня»), а данный период кавказской истории можно назвать неолитическим.


Постепенно люди, если сказать упрощенно, «богатеют» на стадах  домашних животных и злаковых полях, живут сытнее. Добыча пропитания занимает все меньше времени, больше его остается для творчества, изобретения чего-то нового. И примерно с III тысячелетия до н. э. люди учатся добывать и обрабатывать бронзу (сплав меди с оловом), изготовлять из нее орудия. Бронзовыми топорами они легко очищают от леса широкие участки земли, которые занимают под поля и пастбища, стрелами с бронзовым наконечником гораздо быстрее и больше добывают зверей и птиц на охоте, бронзовыми орудиями обрабатывается дерево. Из навоза и глины научились делать саман.  Людям уже не нужно искать пещеры: они сами могут построить жилище в любом удобном, богатом пастбищами, посевными и охотничьими угодьями месте.


Появляются действительно богатые, обладающие большим количеством пастбищной земли, племена. С достатком появляется и зависть: менее удачливые в хозяйстве племена пытаются отобрать скот и зерно у тех, кто зажиточнее. Возникает необходимость защищать плоды своего труда и земельные угодья от других людей. Из бронзы изготавливается боевое оружие: мечи, копья, панцири. Богатые, сильные племена в голодное время поддерживают тех, кто победнее, продуктами, защищает их от набегов врагов. Взамен более слабые племена служат сильным, выступают за их интересы. Так формируется родоплеменная знать. Она превратится в феодальную в последующие эпохи.


Бронзовому веку в мировой истории соответствует бронзовый период на Кавказе. От него остались древние курганы в кавказских степях, в том числе Майкопский, имевший высоту почти 11 метров (в 1897 году был раскопан профессором Н. И. Веселовским) и – в горах Западного Кавказа, дольмены – погребальные сооружения из массивных скальных плит. В мире же бронзовому веку соответствуют цивилизации Шумера, Вавилона, Древнего Египта.


Понятно, что в эпоху бронзы у людей вообще появилось много возможностей для творческих занятий. И кто-то, чье имя не сохранилось в истории, изобрел кузнечный мех, способный до невероятной по тем временам силы раздувать пламя. А это позволило выплавлять железо из довольно-таки распространенной в природе железной руды. Данное изобретение быстро нашло применение среди населения всей Евразии, и люди стали применять для мастерства железо, которое было гораздо прочнее бронзы и его добывалось больше. Наступил железный век. На Северном Кавказе оно получает широкое применение в VIII веке до н. э. Железными орудиями люди расчищают и обрабатывают обширные земельные площади, копают землю, строят жилища и лодки, с оружием из железа нападают друг на друга, захватывая земли и скот. Изготовляются ткацкие станки и прялки, и можно шить удобную одежду на все времена года. Теперь больше всего трудятся мужчины: пашут землю, рубят лес, строят дома, охраняют стада и поля. К ним же переходит, соответственно, и племенная власть. Наступает эпоха патриархата.

В эпоху раннего железа на Западный Кавказ по морю приплывают древние греки. Один из них – известный географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры. Он составил описание проживавших на Кавказе племен. По его сочинению, содержащему данные об их языке, быте, одежде, становится очевидным, что это уже были предки современных народов Кавказа. В фольклоре кавказских народов их предки имеют общее название – нарты. Поэтому период раннего железа на Кавказе (VIII в. до н. э. – III в. н. э.) можно назвать нартским периодом. В это время на Западном Кавказе появляются греческие колонии, которые впоследствии занимали то одни, то другие народы, и некоторые из них, как населенные пункты сохранились  до сих пор (например, Гермонасса – современная Тамань). Древние греки активно торговали с кавказскими племенами, в частности, закупали у них рыбу, которую те ловили в Азовском и Черном морях и засаливали.


В III веке н. э. степи Северного Кавказа активно заселяют ираноязычные кочевые племена – аланы и сарматы. Кочевники не были привязаны к одному местожительству, потому что не занимались земледелием. Живя в переносных юртах, они могли просто перегонять многочисленные стада скота по обширным степным пространствам, покупая хлеб у земледельческих народов. Также они могли легко уходить со своим хозяйством в другие места от неблагоприятных погодных условий (засуха, морозы) и врагов. Аланы и сарматы, захватывая все новые угодья, вытеснили предков исконно кавказских народов из степей к горам. Начинается кочевой период в истории Северного Кавказа, так как наибольшие силу и влияние, возможность контактировать и торговать с населением других регионов стали иметь степные кочевники.


Но аланы с сарматами господствовали в кавказских степях лишь около ста лет: в IV веке н. э. из Центральной Азии пришли новые кочевники – гунны, тюрко- или монголоязычные. Гунны захватили всю степную зону Северного Кавказа; сарматов и часть алан вытеснили в Восточную Европу, другую – оттеснили в горы в верховьях Терека. Там аланы, смешавшись с местными народами, стали родоначальниками осетинского этноса и впоследствии образовали свое государство – Аланское царство. Гунны же постепенно стали растворяться среди других кочевых народов, под их покровительством переселявшихся на Кавказ.


В VII веке к Азовскому морю и на Кубань переселилась часть тюркоязычных волжских болгар (предков казанских татар). А в VIII веке степной Кавказ уже вошел в состав мощного кочевого государства – Хазарского каганата. Хазары жили в то время не родоплеменным, а феодальным строем. О них известно, что говорили они на тюркском языке, заплетали волосы в косы, ели мясо, макая его в соленую воду. Хазарская феодальная знать исповедовала иудаизм, для чего приглашала к себе священников – евреев. Многие богатые хазары женились на еврейках, и их дети, хотя вели типичный кочевой образ жизни, считались по иудейской традиции евреями.


Но хазарский каганат постоянно подвергался вторжениям со стороны. В VIII веке он вел долгую войну с арабским Халифатом, в котором потерпел стратегическое поражение, хотя арабам и не удалось закрепиться в кавказских и европейских степях. Однако мусульманский полководец Марван с войском сумел пройти через весь Кавказ до реки Дон, после чего повернул обратно. Форпостом Халифата стал древний город Дербент на берегу Каспийского моря в Южном Дагестане.


В X веке западную оконечность Кавказа – Таманский полуостров с прилегающими землями, принадлежавшими хазарам, захватили русские, которые основали там Тмутараканское княжество. В 1022 году тмутараканский князь Мстислав, желая расширить свои владения, пошел войной на жившие в горных районах племена адыгов – коренных кавказцев. В ходе войны погиб адыгский (касогский) племенной вождь Редед. Далее сообщения в источниках разнятся: русская летопись говорит, что Мстислав покорил адыгов и обложил их данью, адыгейский же фольклор указывает, что адыги отразили притязания князя. Редед же, вызвав Мстислава на поединок, спас тем самым жизнь своим воинам. После 1022 года о каких-либо столкновениях между адыгами и Тмутараканью ничего не известно. На смену хазарам в кавказские степи из Средней Азии пришли кипчаки, жившие по-прежнему родоплеменным строем. Они были грозными воинами, но у кипчакских племен отсутствовали единство и государственность.


Читать дальше


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"