ЧЕЧНЯ. Тайп
Жей является исконно чеченским тайпом, имеющим родовое поселение в прародине чеченских тайпов – Галанчожском районе, и основанные тайпом поселения в равнинной части Чечни.
Исторической родиной тайпа является
аул Жейнчу, в верховьях реки Гехи - в Горной Акке (на картах: Дженчу - 1 720 метров над уровнем моря).
[Записано со слов Шидаевых Нохи (1932 г. р.) и Сайд-Салаха (1940 г. р.). Жей из с. Гехи]: "Наш прадед ЧIокхло в 1904 году, будучи уже в немолодом возрасте, на свадьбе в селе Гехи умыкнул девушку из села и уехал с ней в свое родовое поселение Жейнчу, где жил до 1910 года, женившись на ней. Вернулся в Гехи уже с двумя детьми, родившимися у них в Жейнчу: сыном Японом и дочерью Лейлой. В это время как раз шла русско-японская война и соответственно духу времени сыну дали это редкое имя Япон. Наши знали и помнили, что они спустились в Гехи из Жейнчу. Один из сыновей ЧIокхло Iаьлмарза был на охоте в Жейнчу и в результате несчастного случая там же погиб. Сын Iаьлмарзы Хамзат в 1930-ых годах был арестован по доносу и пропал без вести".
Известное расселение тайпа Жей в городах и сёлах Чеченской Республики выглядит следующим образом: В селе
Бердыкель: 1. Абдулмежидовы; 2. Абдулмуслимовы; 3. Агаевы; 4. Атабаевы; 5. Ахматовы; 6. Бакаевы; 7. Батаевы; 8. Бишаевы; 9. Берсанукаевы; 10. Гадаевы; 11. Даудовы; 12. Идрисовы; 13. Ильясовы; 14. Касуевы; 15. Салгериевы; 16. Салтамурадовы; 17. Умаевы; 18. Умакаевы; 19. Халидовы; 20. Хатуловы; 21. Цинцаевы; 22. Эльшиевы.
В городе
Аргун: 1. Абубакаровы; 2. Абдурахмановы; 3. Аурбиевы; 4. Ахмадовы; 5. Баймурзаевы; 6. Мадаевы; 7. Бихаевы; 8. Бисултановы; 9. Дадаевы; 10. Джанаралиевы; 11. Джабраиловы; 12. Ибрагимовы; 13. Ирисхановы; 14. Исмаиловы; 15. Мутаевы; 16. Юсуповы; 17. Якубовы; 18. Чабдаровы; 19. Мацаевы; 20. Зайпулаевы.
В селе
Гойты: 1. Матуевы; 2. Сулеймановы.
В селе
Гехи и в городе
Урус-Мартан: 1. Шидаевы; 2. Батуевы (последние переселенцы из Жейнчу в Горной Акке).
В селах
Ярыш-Марды и Алхан-Кала и в Поселке Мичурина г. Грозный (выходцы с с.Хал-Келой): 1. Кайхаровы; 2. Исаевы; 3. Авдадаевы; 4. Айдамировы; 5. Хамзатхановы; 6. Нажаевы.
В селе
Дуба-Юрт: 1. Хасиевы.
В селе
Терское (Ч1анти-юрт): 1. Цакаевы; 2. Махмудмерзаевы; 3. Тугаевы; 4. Халидовы.
В посёлке
Долинск: 1. Умаровы; 2. Умхаевы; 3. Митаевы; 4. Натаевы.
В селе
Гойское: 1. Магамадовы.
В селе
Алхан-Юрт: 1. Тунгаевы; 2. Ибрагимовы.
В городе
Гудермес: 1. Берсановы; 2. Берсанукаевы.
Проведенные днк-тесты (биг-тесты) представителей тайпа Жей показали
группу J2 и следующую дистанцию (время) до одного предка с другими обществами:
- дистанция до одного предка между Жей (из Жей-юрта на левом берегу реки Аргун) и Жевой (Аккинцев из Ауха) составляет
650 лет.
-
на такой же дистанции с ними находится Айткхаллой (Марзи гар);
- дистанция до одного предка между Жей и Кхорхой и Пхьарчхой (Аккинцев из Ауха) составляет
1 450 лет;
-
аналогичная дистанция до одного предка с Орстхойскими тайпами Пхьамтой и Мержой и Джейрахскими обществами (имеющими и по преданиям, и по данным этнографов Аккинские корни) Къошкхой, Эрзихой и Бейнхой (Фаланхой). На такой же дистанции находятся ТIерлой (Никархой), Дишни (Дуй гар) и Хилдехьарой (Люнгхой);
- дистанция до одного предка между Жей и Хевсуром составляет
2 400 лет;- дистанция до одного предка между Жей и Хилдехьарой (Саканхой гар и Пхошпхьарой гар), Хачарой (АтибIовдарой гар), Хачарой (Сехьанпхьарой гар), ЧIинхой, Бацой, Хьал-Келой, Юкъерч-Келой, Саттой, Гухой, Мулкъой, Нижалой, Эрсаной, Чубакхинарой, Iалларой, Сесаной, Вяппий, Пхьарчхой, Мескарой, Ширди, Ялхой, ЦIонтарой, Пешхой, Курчалой, Гендаргной и Элистанжой (Биги некъе), составляет
3 900 лет;
-
аналогичная дистанция до одного предка между Жей и другими ветвями Орстхойских тайпов: Ялхарой, ЦIечой, Мержой и Хайхарой;
- дистанция до одного предка с тайпм Ваштарой тоже составляет
3 900 лет;
- между Жей и Ингушскими обществами: Эгахой, Евлой, Ханой, Гоарахой, Баркинхой, Хамхой и фамилиями; Торшхоевы, Халухаевы, Яндиевы, Льяновы, Балаевы и Ахриевы такая же дистанция -
3 900 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Салой составляет
8 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Пешхой, Нашхой (ХIилахой гар), Чубакхинарой, Гендаргной, Туркой, Зандкъой, Цикарой и Чартой тоже составляет
12 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и другими ветвями Орстхойских тайпов: Галай и ЦIечой (между одним ЦIечой - 3 900 лет, между другим - 12 000 лет) тоже составляет
12 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Мелхий (Кхоратхой и Комалхой), Сандухой и Чейрой составляет
17 900 лет.
Проведенные тесты днк, в первую очередь подтвердили
полную идентичность тайпов Жей и Жевой (проживают в Ауховском районе: Минтемировы; Закариевы; Оздарбиевы; Борушевы; Джантуевы; Хуцуровы; Элкиевы; Пайзулаевы; Мингсултановы; Батаевы; Бакаровы; Бесаевы; Ирбайхановы; Шахтемировы; Гамзатовы; Ломбатировы; Солтаматовы; Таштемировы; Жумахановы; Белиевы; Гойтемировы; Автиевы; Девлетбиевы; Сайдуллаевы; Мингтемировы; Магомадовы; Испайхановы; Байтемировы; Темировы).
Следует отметить что многие представители тайпа провели днк-анализ по так называемым “маркерам», которые показали, что все протестированные «Жей» и «Жевой» являются ближайшими родичами и по факту являются одним тайпом, так как суффикс -вой, по правилам Чеченского языка это суффикс, образующий название этнической группы. А. Сулейманов в труде «Топонимия Чечни» пишет «Жевой - одно из этнических ответвлений чеченцев-аккинцев. В основу этнонима легло «жей – крест». Жевой повсеместно проживают на равнине Чечни».
В «Родословной списка узденей и пользующихся особенным уважением лиц» от 1834 г., старшиной д. Акташ-Аух является Какя Тавмурзаев (Кхакха Тавмурзаев - сын Тавмурзы, который произошёл от Джанаха, сей от Орусхана, сей от Шамхана, сей от Амирхана, сей от Орусхана. Его брат: Крым Тавмурзаев. Сыновья: Явмурза, Занка, Солтанбий, Алибий, Солжбий. Племянник: Ханбатыр Крымов. Двоюродные братья: Акмурза Джанахаев , Алмасхан , Аскирхан) из рода Джавай (Жевой), «коих предок вышел из Чечни» (фонд 1354, оп. 5, №450, РГВИА).
Профессор Ю.Д. Дешериев в труде «Сравнительно-историческая грамматика Нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских Кавказских народов», изданным в 1963 году пишет: «С древнейших времен аккинцы жили в местности Лам-Акки в Галанчожском районе. Оттуда, из общества Акки вышли равнинные аккинцы. По преданиям, собственно аккинскими (из числа арар-аьккхий) считаются тайпы ЗIогой, Пхьарчой, Барчхой, Ноккхой и Жевой», «По другим источникам, аккинских тейпов не пять, а семь - к перечисленным выше добавляются еще тейпы Ваьппий и Пхьарчахой» [Чеченский тейп (род) / Чеченцы: история и современность. М., 1996. С. 186].
То есть,
в середине 16-го века, при переселении аккинцев и орстхойцев с запада на восток, часть аккинского тайпа осела на равнине (Жей) и часть ушла в Аух (Жевой), при этом вплоть до выселения чеченцев в 1944 году, между представителями тайпа осевшими в центральной части Чечни и ушедшими в Аух, сохранялись контакты.
[Записано со слов Исы Бисултанова. 93 года. Жей из Устар-Гордоя]: «В начале прошлого века, когда я был еще маленьким, я помню, как к моему отцу Сайд-Ахмаду приезжали Аккинцы из Ауха, которых мой отец называл своими родичами (дословно: «вай тайпан нах бу хIорш»). Они останавливались у нас на ночь по дороге на базар, куда они привозили на продажу бурки (вертнаш)».
О времени переселения Жей на равнину имеются следующие данные, приводимые знаменитым этнографом Н. Г. Волковой [«Этнический состав населения Северного Кавказа в 18-ом - начале 20-го века»]: «Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу один народ. Подавляющая масса сведений об этой группе вайнахов относится не к горным аккинцам, а лишь к группе аккинцев, переселившихся на восток не позднее 16-го века... Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна».
При этом нужно отметить что речь в данному случае идет скорее о возвращении аккинцев на равнину (- В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». Отв. ред. Р. Ф. Итс «Историческая этнография.» Проблемы археологии и этнографии. Вып. 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985 С.60; - И. А. Арсаханов, «Чеченская диалектология», Грозный, 1969 г. стр. 16).
Горы родового поселения Жей, Жейнчу входят в горное звено Балойн Лам. Предание о существовании одноименного поселения на западе Чечни, в относительной близости от Грузинской границы, из которого Жей мигрировали на равнину, передается среди представителей тайпа из поколения в поколение.
При этом то, что аккинцы и орстхойцы в относительно недалеком прошлом были одним обществом показывают, как данные генетических исследований, так и сведения этнографов. Особо примечательным в этой связи является то, что по некоторым данным оба этих общества в прошлом имели общее название – Балой (- И. А. Дахкильгов «Ингушский нартский эпос». Научное издание. Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012. С. 406; - Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг.». Москва: «ИМЛИ РАН», 2008. С. 60; - Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. 2. Горная Ингушетия (юго-западная часть), Горная Чечня (центральная и юго-восточная части). Грозный, 1978. С. 79, 115; - Я. З. Ахмадов «Карабулаки (Арштхойцы)». / «Чеченцы: история и современность». Сост. и общ. редакция Ю. А. Айдаева. М.: «Мир дому твоему», 1996. С. 209; - У. Б. Далгат, «Героический эпос чеченцев и ингушей». М.: "Наука", 1972. С. 49).
В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что аул тайпа Жей находится в горном звене Балойн Лам в Горной Акке и что Балой и Жей выселились с этого горного звена в одно и тоже время и осели в низовьях реки Аргун образовав свои поселения, где и проживают до сих пор, сохраняя родственные связи на левом и правом ее берегах.
Этимологией названия тайпа Жей является слово «крест», или применительно к группе людей – «люди креста». При этом, в более древнем варианте речь идет не о христианском кресте, а восходит к более ранним религиозным взглядам жителей Северного Кавказа, что само по себе указывает на древность тайпа (В.И Марковин, «В стране вайнахов», стр. 106. изд.:1969 г., Москва).
В период появления на Северном Кавказе христианства, особенно в его горной части, языческая основа креста перешла в христианское. В этой связи А. Сулейманов, пишет про Евангелие: «Такое название возникло от того, что первое Евангелие к вайнахам пришло с рельефным изображением на твердой обложке креста, недолго думая, так и назвали - крест - т. е. Жей, Жайна, Жейна и др.». То есть, к моменту, когда первое Евангелие пришло к Чеченцам, они назвали его уже существующим в языке словом «Жей, ЖIай, ЖIар, Жайна, Жейна и др.», которое ранее применялось к местной религиозной традиции.
А. Сулейманов в «Топономии Чечни» (ч. 4, 1985 г., стр. 213) пишет, что слово «жайна» выступает в значении «книга», так как первые книги пришли к чеченцам из Грузии вместе с христианством. Это были церковные книги на грузинском языке с тиснеными крестами на обложках (жей, жай, жайна, жагна). Евангелие, Чеченцы и Ингуши называли - Жей, Жейна, Жайна, ЖIара, Жоьр-да - это все варианты названия одного и того же предмета - креста. В том же труде А. Сулейманова (стр. 215) описано, что в ходе полевых работ было выявлено, что на территории исторической Тушетии, куда входили территории Лам-Баца и Шах-Баца (Горная и Равнинная Баца), в прошлом действовали вооруженные отряды (войска), носившие различие наименования, в том числе и ЖIайн-гIера. По всей вероятности, эти отряды в основном выполняли миссионерскую деятельность распространения и укрепления христианства.
Следует отметить, что горная Чечня в целом изобилует топонимами с корнем «ЖIар», обозначающими различные христианские святилища, когда топонимов с корнем слова «кериста, кераста, кереста» всего несколько.
Причиной этого является то, что понятия «джIара, жIара, джIай, жей, жIай» это ранние обозначения креста или христианства (а до этого и языческого креста-свастики) притом, что слово «кересты» является более поздним заимствованием с русского языка, в который оно пришло из греческого языка.
Как было сказано ранее, тайп Жей входит в группу Аккинских обществ. Есть множество отдельных исторических данных о том, что Горные Аккинцы в прежние времена были «кересты» (- В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ, 2003. С. 173; - С. А. Натаев «К истории горного общества Аьккха и тайпового сюза аьккхий (аккинцы)», Отв. ред. Р. А. Кутуев, Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 257; - «Землевладенiе у чеченцевъ» (Тер. Вед. 1870). II. 1 Мая 1869 г. Укр. Кишень. / «Сборникъ сведенiй о Терской области». Изд.: 1878. С.267).
Исходя из описанной выше этимологии, названия тайпа и генетических исследований очевидно, что понятие «Жей» (Жай, ЖIай, ДжIай) является синонимом старого названия «лома-кересты», с учетом того, что слово «кересты» является более поздним заимствованием с русского языка.
Читать дальше
checheninfo.ru